Страшная тайна Гайдара

Развлечения
Аркадий Гайдар — уникальный писатель, преобразовавший свое темное и жестокое революционное прошлое в светлые и социально полезные для победившей власти произведения.

«Р. В. С.», «Военная тайна», «Тимур и его команда», «Судьба барабанщика», «Чук и Гек», «Голубая чашка» вдохновляли юных граждан СССР на труд и подвиг, закладывали в их сознание мировоззренческие и поведенческие матрицы нового советского человека.

О зверствах и болезненных психических (в сторону садизма) отклонениях юного командира роты карателей в Сибири Аркадия Голикова писатель Владимир Солоухин написал в девяностых годах документальную книгу под названием «Соленое озеро». Примерно в это же время были опубликованы дневники Гайдара двадцатых–тридцатых годов, свидетельствовавшие о его глубоком душевном нездоровье. Чего стоит одна лишь фраза, что ему часто снятся погубленные им люди. Другие близко знавшие в то время Гайдара люди поведали миру, что, раскаиваясь и страдая, он себя резал в ванной комнате опасной бритвой.

Исполненные романтики и гражданского пафоса книги Гайдара были чем-то вроде психологической терапии, компенсацией за не отпускающее писателя прошлое. Создавая образы идеальных молодых героев, наполняя их нужным для советской власти содержанием (любить Родину, ненавидеть и разоблачать явных и скрытых врагов, помогать ближним, хорошо учиться, в том числе военному делу, и так далее), он как бы убеждал себя в горькой необходимости революционного насилия, заставлял себя верить в неотвратимое счастливое будущее, ради которого ему и многим другим его современникам приходилось (вспомним «Конармию» Бабеля или «Россию, кровью умытую» Артема Веселого) преступать божеские и человеческие законы.

Советский писатель Аркадий Гайдар / Е. Зыкова/Фотохроника ТАСС

Книги Гайдара были талантливы, искренни и понятны детям, а потому держали в поле своего притяжения не одно поколение советских людей. Определения «тимуровец», «мальчиш-кибальчиш», «мальчиш-плохиш» вошли в русский язык как нарицательные символы. Никому из живших в СССР не надо объяснять, что подразумевается под каждым из них.

Гайдар дал Родине гораздо больше, чем просто талантливый детский писатель. Живущая в нем боль очищала и нравственно возвышала каждую его строчку, заставляла юных читателей безоглядно верить в то, что он написал. И не просто верить, а примерять созданные им идеальные образы на себя, следовать им в реальной жизни. Не случайно во время Великой Отечественной войны в СССР было столько пионеров-героев.

Думается, самой задушевной, если это слово здесь уместно, в творчестве Гайдара стала «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове». Это он, Гайдар, носил в сердце и не выдавал врагам страшную тайну революции, описанную Солоухиным в «Соленом озере». Он был готов мучиться всю жизнь и унести ее в могилу, чтобы в далеком счастливом будущем пароходы, самолеты и люди гудели, качали крыльями, склоняли головы перед избравшим смерть, а не предательство, Мальчишем-Кибальчишем.

Гайдар последовал за своим героем, сложив голову в бою под Киевом в октябре 1941 года. И не его вина, что через полвека, сделавшись всеобщим достоянием, страшная тайна погубила любимую им страну.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

amp-next-page separator