Греф не сможет убить экзамены

Общество
Глава Сбербанка Герман Греф заявил о необходимости отказаться от классической системы экзаменов в школах. По его мнению, экзамены лишают школьников желания учиться, а значит, проверку знаний надо убрать.

— Это катастрофа... Одна из моих личных целей — убить экзамены, — заявил Греф.

Надо сказать, что Герман Оскарович производит впечатление, в хорошем смысле этого слова, инопланетного жителя. Я была на одном всероссийском форуме для журналистов, где он рассказывал о высоких технологиях. Надо понимать, что это был 2012 год, люди из 83 регионов, во многих из которых скорость Интернета подобна улитке, а сознанием правит телевидение. Около 30 процентов того, о чем говорил Греф, я не поняла. Он воспринимался на уровне контекста, отличаясь от остальных спикеров, наглухо закованных в деловые костюмы. Он выглядел совершенно свободным человеком, и этой свободы хотелось глотнуть и урвать — что нам в 2012 году, что сегодняшним школьникам, которые в один голос выступают за позицию Грефа по экзаменам.

Интуитивно нам хочется избавиться от лишних оков, хронического стресса, который преследует нас с первого класса до защиты диплома. Мы все грустно шутили про успокоительные, неврозы и по-старушачьи пересказывали страшные сны про экзамены по физике или тригонометрии. Все живы остались и даже здоровы, этот опыт из нас не вырвешь, он вшит намертво. Греф отыгрывает Базарова, который хотел разрушить систему до основания, а что будет на ее месте — не думал, мол, потомки умнее, они изобретут. Выступать за все хорошее против всего плохого — тактика не новая, но неконструктивная. На эмоциях можно получить поддержку в соцсетях и отклик, но дальше этого дело не пойдет. У Грефа не получится тотально изменить систему, он не революционер.

Система образования в России косная и неповоротливая, но вместе с тем традиционная, и это очень важно. Мироздание держится на иерархии, и школа при всех ее негативных сторонах, о которых сегодня так много говорят, — это скрепа. Школа как повседневная практика жизни обеспечивает преемственность, держит традицию. Наше образование — это последний островок иерархии в общественном сознании.

Как не давать себя в обиду, как доказывать свое мнение и завоевывать место под солнцем. Это все закладывает кирпичики нашего «я», без которого мы не поймем ни себя, ни окружающих. Стресс — обязательное условие в этом уравнении жизни, прививка от инфантильности, вызов. Цель такого стресса (экзаменов, контрольных работ и уроков) — доказать нам, что мы можем через это пройти и неизбежно станем сильнее.

Фото: Официальный сайт Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

Многие родители сегодня предпочитают давать своим детям домашнее обучение. Одни считают, что много времени на уроках уходит на бесполезные знания (кому из вас пригодились логарифмы?), другие стараются обезопасить свое чадо от агрессивных одноклассников. Но пока это исключение из правил.

Греф видит минусы образования, но задача — не отменять экзамены, глобально перестраивая систему, а пытаться проанализировать минусы и точечно искать решение, после чего переносить опыт на все школы. Экзамены ведь сами по себе — неизбежность и верхушка айсберга, есть еще бесконечные отчеты учителей, неактуальные программы, олимпиады для галочки — бороться есть с чем. Но Греф, как мастер пиара, говорит о том, что вызывает наибольший отклик.

Не кидайтесь поддерживать чужие идеи, думайте своей головой, даже если школа вас этому не научила. В конце концов, процесс обучения занимает всю жизнь, и мы сами можем попытаться стать для себя лучшими учителями.

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

Почему Греф прав

Колонка обозревателя «ВМ» Евгении Стоговой:

Это тот случай, когда так и хочется воскликнуть: «Подписываюсь под каждым словом!» Как человек с тремя красными дипломами и серебряной школьной медалью я абсолютно и полностью поддерживаю постулат о том, что экзамены — это убивающее личность и всякое желание учиться зло (далее…)

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

amp-next-page separator