«Адское пламя Сталина»

Общество
Государственный комитет обороны СССР 8 сентября 1941 года принял постановление «О минометных частях М-8 и М-13», которым на законодательном уровне отмечалась особая значимость реактивной артиллерии.

Всем дивизионам и полкам уже при формировании сразу присваивалось почетное звание гвардейских, а подчиняться они стали непосредственно Ставке Верховного Главнокомандования РККА. Первая в мире батарея реактивной артиллерии была сформирована 28 июня 1941 года в Москве. Через две недели ее командир капитан Иван Флеров дал первую команду «огонь!».

Эффективность залпа реактивной установки БМ-13 — одновременно было выпущено 112 снарядов калибра 132 мм — оценили не только немцы, понесшие под Оршей беспрецедентные с начала войны потери, но и советское командование. Распределение первых подразделений реактивной артиллерии по фронтам и планы производства установок и снарядов стал утверждать лично Верховный Главнокомандующий. Иосиф Сталин первым понял, что надо не распылять силы и средства нового оружия, а использовать его для нанесения массированных ударов, бить одним кулаком. Выпущенные одновременно ракеты мгновенно создавали море огня. Немцы были храбрыми солдатами, но после залпового удара советской реактивной артиллерии в атаку они больше не поднимались.

В докладе в Ставку ВГК за 24 июля 1941 года маршалов Тимошенко и Шапошникова сообщается о разгроме в районе сосредоточения к наступлению немецкой 5-й пехотной дивизии всего тремя залпами батареи БМ-13. Оставшиеся в живых солдаты противника отступили. На той стороне линии фронта новое советское оружие прозвали «сталинским органом» (из-за звука летящих боеприпасов) и «адским пламенем Сталина». А военные инженеры из Главного артиллерийского управления РККА подсчитали: залп одного дивизиона гвардейских минометов по мощности поражения был равен залпу 12 тяжелых гаубичных полков. Уже к концу 1941 года количество частей реактивной артиллерии в советских войсках значительно возросло. В первую очередь дивизионы БМ-13 и БМ-8 использовались для усиления огневой поддержки наших стрелковых дивизий, оборонявшихся в первом эшелоне.

Автомобиль БМ-13Н на шасси «Студебекер ЮС-6». В просторечии — «Катюша» / Фото: Сергей Шахиджанян, «Вечерняя Москва»

Имя для нового оружия — «Катюша» — родилось в ходе битвы за Москву. К знаменитой песне оно не имеет отношения. Наступавших фашистов жгли реактивными снарядами технической модификации «КАТ», создававшими в месте взрыва температуру до 4000 градусов по Цельсию.

В Сталинграде штаб командарма 62-й армии, будущего дважды Героя Советского Союза и маршала Василия Чуйкова находился всего в четырехстах метрах от передовой.

Впереди не было наших танков и пехоты. Если немцы пытались атаковать, по ним наносил залп гвардейский полк реактивных «Катюш»: горели даже кирпичи разрушенных сталинградских домов.

Российские реактивные системы залпового огня (РСЗО) и сегодня превосходят иностранные образцы. Военные эксперты подсчитали: суммарная мощность применения наших новейших РСЗО «Торнадо-С» — практически на уровне ядерных боеприпасов.

amp-next-page separator