Нам нужны люди с опытом

Общество

Конечно, я не думал, что когда-то буду вести режиссерскую мастерскую: это невероятно ответственное дело. Молодому человеку, который поступает на актерское отделение, после определенных тестов можно осторожно сказать, что из него может получиться артист. Но быть уверенным, что из молодого человека — а сейчас «в режиссуру» идут совсем молодые, восемнадцатилетние — получится режиссер?! Мы его берем, он решает, что правильно выбрал профессию, уже подписывается «режиссер 1-го курса», но довольно часто таких студентов скоро посещает понимание ошибки в выборе профессии.

Мы, педагоги, знаем и более сложные случаи: на первом курсе человек замечательно себя проявил, на втором снял прекрасную работу, а потом куда-то пропал, его нет. Нет ни достойной курсовой, ни внятной дипломной работы. Не случилось. Вот это меня всегда останавливало. И сейчас я в ужас прихожу перед приемными экзаменами, потому что режиссерское отделение стремительно молодеет.

ВГИК помолодел необычайно: законодательство сегодня таково, что люди с первым высшим образованием, даже очень талантливые, на бюджетный курс поступить не могут / Фото: Официальный сайт Всероссийского государственного института кинематографии им. С. А. Герасимова

Педагогика режиссуры — ответственное дело, КПД которого очень невысок. Если из 20 человек 4–5 станут заметными режиссерами, это очень плодотворная мастерская. Хотя, конечно, бывали случаи, когда сходились во времени какие-то фундаментальные вещи и личные качества, тогда этот показатель был побольше. Так было в нескольких мастерских у Михаила Ромма, откуда вышли Кончаловский, Шукшин, Тарковский. Так что мы занимаемся еще и тем, что помогаем молодым людям понять себя.

ВГИК помолодел необычайно: законодательство сегодня таково, что люди с первым высшим образованием, даже очень талантливые, на бюджетный (бесплатный) курс поступить не могут. Такого ведь не было никогда. Когда учились мы, на режиссуре были достаточно взрослые личности. В семидесятом, когда набирал Ромм, у нас было только два вчерашних выпускника, и у них шел процесс обмена с теми, кто обладал тем самым пресловутым жизненным опытом. А недостаточность минимального жизненного опыта сказывается на том, что мы с вами сегодня видим на экранах. Потому что режиссура, как и драматургия, — смыслообразующие в нашем деле профессии. Мы многие годы просили у Госдумы, ни копейки не тратя из бюджета дополнительно, принять закон о том, чтобы на смыслообразующие профессии на бюджет разрешить поступать людям, «замаранным» предыдущим образованием. Первым, кто сразу нам сказал «да», был Минфин. Поскольку от него денег не надо было. Все с нами соглашаются, кивают, и ничего не делается до сих пор. Кроме того, что два года назад президентом были выделены гранты на четыре специальности — дирижер, композитор, режиссер и драматург — по четыре на каждую. Это хоть какой-то шаг вперед.

И если те, кто учится на эти гранты, ярко проявят себя, у нас будет основание просить увеличения их количества. Вот это — основное отличие от тех времен, когда учились мы.

amp-next-page separator