Критиковать чиновников особого ума не нужно
Как заявила замминистра, «количество государственных гражданских служащих будет сокращаться, главным образом за счет оптимизации сети территориальных органов и специализации обеспечивающих функций».
Образ неэффективного чиновника, который своими премиями, льготами, социальными гарантиями, как гиря, тянет вниз бюджет, далеко не нов. Заезженная пластинка.
По данным Росстата, доля государственных служащих (кроме военнослужащих на контракте и штатных сотрудников военизированных госструктур) в численности занятого населения страны составляет сейчас около 1,7 процента. Это порядка 855 тысяч человек. Из них 603 тысячи — федеральные гражданские служащие, 252 тысячи — региональные. Кроме того, в органах МСУ работают еще 395 тысяч служащих.
Всего, если посчитать всех работников государственных и муниципальных органов, получается около 2,4 миллиона человек. То есть на 10 тысяч населения приходится 163 чиновника. На обеспечение их деятельности из консолидированного бюджета России сейчас уходит порядка 4 процентов расходов.
Планы по сокращению госслужащих — обязательная «изюминка» в программе действий каждого нового правительства, всех участвующих в выборах партий и кандидатов. Звучит это, как правило, так: «мы обещаем сократить всех чиновников и отдать сэкономленные деньги пенсионерам / инвалидам / неимущим / сиротам» (тут каждый может выбрать ту социальную группу, к которой склонен). А что по факту?
Прежде всего, увольнение чиновника по закону сохраняет за ним ведомственную поликлинику с расширенной медстраховкой, высокую пенсию, разнообразные единовременные выплаты, прибавки к пенсиям и прочие «милые» кастовые особенности. А главное — при уменьшении числа госслужащих уровень беспорядка растет или сохраняется. Такая вот «теорема Пифагора» на современный лад.
Так что, если реформа направлена на улучшение госуправления, сокращать надо по уму. Не так, как проходила недоброй памяти недавняя «полицейская реформа». Кажется, в Минфине это понимают и рубить с плеча не намерены. Реформа намечена в два этапа — сначала провести «арифметическое» сокращение центральных аппаратов ведомств на 10 процентов, и еще на пять — территориальных органов. А к 2022 году и в тех уменьшить число оставшихся еще на 15 процентов.
Далее ведомства ждет усовершенствование структуры, что тоже высвободит часть должностей. Тем, кто останется в строю по итогам реформы, зарплату заметно повысят до «конкурентного уровня».
Радоваться этому — глупо, критиковать чиновников — особого ума не надо, но тот факт, что общественность подхватила слово «сокращение» и не слишком разобралась в сути, многое говорит… не о чиновниках, а об обществе в целом.
Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»