Как Барби стала бесполой
Американские производители, как обычно, решили опередить время и выпустили серию суперсовременных кукол Барби — имя оставили, а вот половые признаки стерли напрочь. 60-летняя кукла, которая вот-вот отпразднует свой юбилей, теперь выпускается с шестью оттенками кожи, в комплекте с двумя париками — короткой прической и длинной шевелюрой, и гардеробом для создания образов а-ля мальчик или девочка, тут уж на усмотрение хозяина куклы.
В конце концов, говорят нам создатели, ребенок должен иметь право выбирать образ. Может, он ощущает себя некомфортно в рамках гендерных стереотипов и ассоциирует себя не с красоткой с шикарной фигурой или брутальным мачо с прессом кубиками, а с личностью новой эры, где все это неважно.
У россиян эта новость, мягко говоря, не вызвала положительных эмоций. Большинство видит в превращении куклы в бесполое нечто откровенную угрозу современному обществу и навязывание представителями меньшинств новых правил — «планомерное превращение гендерной неопределенности в культ». Родителям страшно за детей.
Конечно, у американцев, которые в «толерантной реальности» живут много лет, происходящее такой оторопи уже не вызывает. Посмотрите, у Анджелины Джоли дочка с детства одевается и ведет себя как мальчик, а у Шарлиз Террон, наоборот, мальчик платьица носит. Я помню, как мы в детстве наряжались в мальчиков, а мальчишки в девчонок — нам просто было весело и любопытно примерить на себя роль человечка, который не похож на тебя. Ролевая модель поведения ни у кого от этого не менялась. На будущем точно никак не отразилось.Так что, возможно, страх родителей несколько преувеличен, но дело не только в этом.
Другой вопрос, что общество стоит на пороге больших перемен. Окно Овертона открыто. Футурологи говорят, что скоро — всего каких-то 20–30 лет — и люди забыть-забудут про какие-то там гендерные различия и самоопределение в рамках заданной обществом концепции. Как это будет происходить в России — большой вопрос. Как островок надежности, сохранения патриархального уклада отправится в новое путешествие по границам часто больного человеческого сознания — представить сложно. Страна слишком большая, а желающих жить в тотальной толерантности слишком мало. Кто-то назовет это устаревшей моделью мира (и будет не прав), но то, что новая линейка нейтральных Барби продаваться будет плохо, — уже точно.
Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»
Примечание «ВМ»: После публикации колонки компания-производитель обратилась к редакции с разъяснениями. Из них следует, что новая кукла — «это игровой набор, включающий 1 (одну) куклу без выраженных половых признаков». При этом формулировка «гендерно-нейтральная», по мнению производителей, не верна. Кроме того, в линейке компании-производителя есть и другие, более традиционные куклы, а набор — отдельный проект, который формально не имеет к Барби отношения. Оставляем читателям возможность поразмышлять об этом.