Мелочь пузатая против Марка Захарова
Да, Марк Захаров умер в почтенном возрасте, сделал много, жизнь прожил достойную. Как я люблю это слово — «достойная» жизнь. Его трудно объяснить, но очень легко прочувствовать. Когда по всем пунктам можно поставить «зачет». Достойно жил, достойно ушел. Останется в истории, останется в памяти. Можно только позавидовать. И поплакать — уходят титаны. Кого можно представить руководителем «Ленкома» вместо Захарова? Да никого. Другой масштаб личности и таланта — априори. Так же произошло и с «Табакеркой», например. Как так получилось, что советский кинематограф второй половины XX века породил плеяду таких талантливых режиссеров, планки которых не смогут достичь еще многие десятилетия? Так же как, например, в начале прошлого века выстрелила целая плеяда потрясающих поэтов, то был «Серебряный век». Откуда такой всплеск, почему именно тогда, почему так много сразу… Ну, неважно. Сейчас — о Марке Анатольевиче.
Он ушел, и мир скорбит. Мне, например, показалось: ушло что-то безвозвратно и замены не будет. И по менее талантливым и харизматичным скорбели, и не было грязи.
А сейчас вдруг почему-то грязь всколыхнулась. И вот «Дзен» подкидывает некрологи, от которых — мурашки по коже. Да, пишет некий колумнист, «популярный в определенных кругах». Умер Марк Захаров, жалко, но все же он был хорош только в созданном им жанре — музыкального театра; а, например, классику он ставить не мог вовсе, и только гениальный Евгений Леонов в «Поминальной молитве» «превратил набор еврейских анекдотов в трагедию». Правда? И нормально вот так — писать, что «в каждом его удавшемся фильме есть хоть крохотный, но обязательно пошловатый эпизод»? Отличайте, уважаемый колумнист, «пошловатый эпизод» (на ваш притязательный вкус) от подлинной пошлости — какой является подобное «рецензирование» ушедшего Мастера.
Или вот один клоун, облаченный тем не менее высоким постом, — гендиректор украинского телеканала АТR Айдер Муждабаев — высказался о смерти Марка Анатольевича просто в оскорбительной форме. «В рейхе умер очередной крымнашист», — написал он в соцсети. По мнению Муждабаева, Захаров «получал кровавые деньги на посту главного режиссера знаменитого театра, а не снайпера в ДНР», что, по мнению Айдера, «масштабирует и усугубляет его вину». И добавляет: «За любую скорбь по подонку, которую я увижу в ленте, — моментальный отфренд; таких «друзей» у меня не может быть даже виртуально». Ну что сказать? Если б я была (не дай бог) «френдом» Муждабаева, я бы сама «отфрендилась» моментально.
Многие пишут про то, что Захаров сжег на камеру партбилет. Это в их понимании (неожиданно вдруг) какой-то треш, ужас, этот эпизод перечеркивает все хорошее, что создал Марк Захаров как режиссер.
Оторопь берет. Кто вы такие, чтобы судить. Многие из тех, кто пишет с возмущением про сожженный партбилет, родились уже в перестройку. О чем вы говорите, мелочь пузатая.
Но вообще, на моей памяти это первый случай, чтобы было столько мерзости высказано — незаслуженной абсолютно мерзости — по отношению к только что ушедшему великому Мастеру.
Ничего не сдерживает, гавкают и гавкают, и радуются. Пытаются пнуть «дохлого льва». Своими шакальими, хилыми, бездарными лапками.
Все дозволено? Интернет слопает любую грязь?
Все это уже давным-давно предсказано в потрясающих фильмах Марка Захарова, озвучено устами Леонова, Янковского и Абдулова. Жаль, что кому-то не понять.
«Слава храбрецам, которые осмеливаются любить, зная, что всему этому придет конец. Слава безумцам, которые живут себе, как будто бы они бессмертны»*. «Сначала намечались торжества, потом аресты. Потом решили совместить»**. «Неужели вам нужно обязательно убить человека, чтобы понять, что он живой»***…
Жаль, что уходят титаны, а на смену им приходят…
Эх! «Палача и рюмку водки. Водку — мне, остальное — ему!»
* реплика хозяина (Олег Янковский) в фильме «Обыкновенное чудо»
** слова главнокомандующего (Семен Фарада) из фильма «Тот самый Мюнхгаузен»
*** эту ставшую крылатой фразу произносит возлюбленная барона Марта (Елена Коренева) в фильме «Тот самый Мюнхгаузен»