Преподобный Сергий Радонежский
К первой трети XIV века иноческая жизнь пришла в упадок. Поскольку на Руси монашество только начинало развиваться, оно не успело впитать многовековой опыт отцов-подвижников. Несмотря на то, что влияние и личный пример преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских были сильны, через несколько поколений, когда перед монашествующими уже не было того сильного образца духовной жизни, склонность к независимости взяла верх. Общежительный устав практически стал формальностью.
Некоторые монастыри создавались по решению князей. Они выбирали игумена, и тот вынужден был считаться с волей жертвователей. Инокам приходилось самостоятельно искать средства к существованию. Происходило обмирщение монашествующих.
Не воспринимали отдельные иноки и наставничество более опытных подвижников. Некоторые из них брали на себя непосильные труды и впадали в прелесть, а другие, напротив, позволяли себе многие послабления.
Для того чтобы Бог простил Русскую землю, нужно было подняться на новый уровень духовности. Необходим был истинный монашеский подвиг, образец постоянного духовного и физического труда, воплощенный в жизни конкретного человека. Именно в такое сложное время Господь даровал русскому народу Своего угодника, истинного исихаста — преподобного Сергия Радонежского.
Преподобными называют святых, несших подвиг монашеской жизни. Это люди, уподобившиеся Христу в добродетели. Господь не имел семьи, не имел собственности и говорил, что Он во всем послушен воле пославшего Его Отца (см. Ин. 5:30). Монах должен делать все, что максимально приблизит его к Спасителю, поэтому, когда человек решается вступить на этот путь, он дает обеты нестяжания — отказа от собственности, послушания — отречения от собственной воли, целомудрия — добровольного предпочтения безбрачия созданию семьи. В монашеской практике XIII — начала XIV века они часто не соблюдались, а преподобный Сергий своим подвигом возвел их на новую высоту, показал значимость обетов в духовной жизни.
С юных лет Варфоломей — так звали преподобного до пострига — уделял целомудрию, нестяжанию и покорности воле Божией особое внимание, вдохновляясь опытом светильников монашества — Антония и Феодосия Великих, Саввы Освященного и многих других. Мирские радости и суета не прельщали юношу, поэтому он решился отказаться от собственности, полагаясь на Господа, и не создавать семьи, хотя к подвигу супружеской жизни он относился с особым почтением. Именно поэтому угодник Божий просил родительского благословения на иночество.
Отец и мать не препятствовали желанию сына, но просили, чтобы тот успокоил их старость, а уже после вступал на путь монашества. Варфоломей принял их просьбу с кротостью и послушанием, видя в ней Божественный Промысел. Время, которое он отдал без остатка служению родителям, помогло ему укорениться в решении стать монахом.
Добродетель всецелого доверия воле Господней крепла в святом. Мы видим это, вспоминая избрание преподобного Сергия игуменом, эпизоды его смиренного ухода из обители и безропотного возвращения в Троицкий монастырь. Угодник Божий отсекал собственные желания. Он говорил, что по душе ему не властвовать, а подчиняться, но да будет на все воля Божия. Вновь его безоговорочная вера проявилась в случае с отсутствием продовольственных запасов в обители. Святой обратился к Богу, и скоро у братии вновь появился хлеб. Таким образом преподобный противопоставил веру самоволию, показывая братии высоту монашеского делания.
Любое поучение старца было выстрадано путем его личной борьбы со страстями. К святому приходили многие люди, узнавшие о его терпении, милосердии, незлобии, и оставались подвизаться рядом с ним. В преподобном Сергии они видели живой пример преображения человека светом Божественной благодати.
Святой много трудился, первым шел выполнять монастырские послушания и никогда не позволял себе присесть во время богослужения. В то время как Византия постепенно приходила в упадок, преподобный перенял у великих подвижников опыт умной молитвы и непрестанно упражнялся в ней.
В чем суть монастырской реформы радонежского святого? Он старался вернуть монашество к идеалу, что являлось очень сложной задачей. Изначально не повиновался преподобному даже самый близкий человек — его брат Стефан. Никто не хотел терпеть добровольные лишения, укрощать собственный эгоизм, подчиняться игумену. Тем не менее смирением и личным примером преподобный Сергий сумел преодолеть сопротивление, показать действенность общежительного устава и высоту иноческого подвига в самоотречении.
Святой воспитал поколение истинных монахов, молитвенников, в числе которых преподобные Афанасий, основатель Высоцкого монастыря в Серпухове, Ферапонт Боровенский, воздвигший Успенский монастырь вблизи города Мосальска Калужской области, Савва Сторожевский, создавший обитель Рождества Пресвятой Богородицы, и многие другие. Около сорока монашеских общин основали последователи Сергия Радонежского, и многие из его учеников прославлены в лике преподобных. Так, благодаря трудам святого, Русь переняла духовную составляющую монашества и постепенно стала оплотом православной веры.