Советский «Вий» попал в топ-100 лучших фильмов ужасов всех времен

Развлечения
Самое невероятное, что в первой десятке этой «горячей сотни» оказались картины, снятые сплошь в прошлом веке.  И это при нынешнем-то уровне современной компьютерной техники! Но не поверить в данные трудно: их опубликовало специализирующееся на независимом кино вполне уважаемое в мире издание IndieWire.

Советская лента «Вий» 1967 года добралась до зарубежного зрителя, оказавшись на 89-м месте, потому что в 1970-х фильм был закуплен для проката в США, Аргентине, Франции. И наибольшее впечатление на иностранцев произвели наши «гоблины с отваливающейся плотью, клыкастые демоны и скелеты, которые без труда могут соперничать с лучшими монстрами Гильермо дель Торо».

Факт пристального зрительского внимания к первому советскому фильму ужасов, да к тому же еще и снятому дебютантами Константином Ершовым и Георгием Кропачевым, требует осмысления. Он подтверждает нехитрую мысль, что изобилие возможностей в творчестве — не всегда хорошо. Лучшие режиссерские и художественные идеи, как ни странно, приходили как раз в «тисках» цензуры или при отсутствии элементарных технических возможностей. По аналогии: вот раньше, например, когда объем памяти компьютеров был маленьким, программы писались вдумчиво и изящно, с учетом их максимальной оптимизации. Сегодня эти программы-«костыли», несмотря на приобретенный опыт, стали гораздо более корявыми и объемными, их никто не оптимизирует, объем памяти возрос космически. А раз так, то зачем заморачиваться? И так сойдет! Ведь человека, в конце концов, можно из Москвы в Питер отправить и через Владивосток, и ведь доберется — горючего-то в избытке!

К чему это я? А к тому, что «клыкастые демоны» были как раз порождены фантазией советских режиссеров, к которым вполне применима фразочка «голь на выдумки хитра».

Вот, например, помните, в картине в самый неподходящий момент из-под ног бедного философа Хомы (Леонид Куравлев) выскакивали черные создания с рожками на голове? На самом деле это работала «бригада» черных кошек — та же, что у Гайдая в «Бриллиантовой руке» и в фильме «Иван Васильевич меняет профессию». Только вот в «Вие» на черных котов надели шапочки с рожками, а чтобы было страшнее, еще и засняли их тени на стене в прыжке.

кадр из фильма «Вий», 1967 г.

Для изображения всякой нечисти пробовали снимать в увеличенном виде насекомых: богомолов, жуков-носорогов, пауков. Но в итоге задействовали в кадре 50 ворон, которых ловили, кстати, во дворе родного «Мосфильма»!

Да и знаменитые полеты панночки в гробу, которые пугали целые поколения советских детей, появились на экране благодаря тому, что гробов было несколько. В основном, первом, лежала умершая панночка. Второй, очень маленький, летал с закрытой крышкой — именно он, по сценарию, никак не мог пробить очерченный философом магический круг и метался в кадре порожняком. Его вообще двигали вручную при помощи веревок. А третий, в котором летала ведьма, стоя во весь рост, был подвешен на металлических струнах к потолку.

Так что ужас создавался не за счет компьютерных средств, а за счет работы артистов, правильно отыгрывающих его. Артистов, принадлежащих к классической русской актерской школе. И, кстати, о льющейся крови и отлетающих конечностях, которыми изобилуют современные ужастики: крови в этом советском триллере на экране пролилась всего лишь одна капля. Ведьма-панночка, пугая философа, пускает одну кровавую слезу.

Вышеупомянутый рейтинг фильмов ужасов был составлен аккурат перед Хеллоуином. Но нам всегда было что противопоставить Западу: в России будут широко отмечать День всех святых.

amp-next-page separator