Один шаг до ядерной войны

Общество
22 октября 1962 года президент США Джон Кеннеди выступил по телевидению с обращением к американскому народу о том, что СССР разместил на Кубе ядерные ракеты, а его армия приведена в полную боевую готовность. Фактически президент объявил, что СССР и США находятся в шаге от ядерной войны. Мир, еще не забывший про Хиросиму, замер в ужасе…

Этот конфликт входит в учебники как Карибский кризис. Сегодня, когда ядерных держав стало больше, а на дворе опять холодная война, важно понять, как возникает взаимное ожесточение, почему перевешивает благоразумие и какие механизмы приводят к урегулированию конфликта. Карибскому кризису посвящены библиотеки, но ключевые вопросы не имеют твердого ответа. К примеру, был ли Карибский кризис неизбежен в условиях противостояния двух систем?

Единственная страна на планете, которая оказывалась в выигрыше от каждой Мировой войны, — Америка. Огражденная от боевых действий океанами, она несла относительно малые потери и наращивала экономику за счет военных поставок. Единственной мозолью для Америки стал СССР, который, несмотря на немыслимые жертвы и разрушения, умудрился обзавестись атомной бомбой, восстановил экономику и начал обустраивать лагерь коммунизма, привлекая этой перспективой целые континенты. Архивы хранят многолетние планы массированных ядерных ударов США по СССР, которые генералы Пентагона хотели подбить, пока не поздно, на взлете.

В момент Карибского кризиса США намного превосходили СССР по всем критериям — экономика, военный потенциал, ядерные арсеналы. Фактически Голиаф и Давид. У США было 144 межконтинентальных ракеты, 8 тысяч межконтинентальных бомбардировщиков, 2 тысячи тяжелых и 150 сверхзвуковых бомбардировщиков, оснащенных ядерными бомбами. Кроме того, на ходу были 11 ударных авианосцев с ядерными боезарядами. Военные базы окружали советский блок по периметру.

У СССР было 75 межконтинентальных ракеты (стартовать одновременно могли только 25) и 500 межконтинентальных бомбардировщиков не слишком высокого качества. 25 подводных лодок с ядерными ракетами малой дальности и только надводного старта уступали американским аналогам. Было ясно, что СССР дотянуться до Америки очень трудно.

Хрущев, однако, не унывал и всячески запугивал западных политиков. В экономике он обещал догнать и перегнать Америку, а советский военный комплекс, по его выражению, штамповал ракеты, как сосиски. На одном из совещаний Хрущев перефразировал библейский тезис: «Кто ударит нас по щеке, тому мы голову оторвем».

Фото: Архив

Последней каплей для Хрущева стало размещение американских ракет в Турции со временем подлета до Москвы в 12 минут. В мемуарах немало рассказов о том, как советский лидер размышлял, как бы «сунуть под брюхо крокодилу ножик» и «положить дяде Сэму в штаны ежа». Ответ прост — Куба, где в 1959 году произошла революция. Просьбы Кастро и Че Гевары о защите стали громче после десанта в заливе Свиней контрреволюционеров при поддержке США. СССР принял решение о секретной операции «Анадырь». Представитель СССР в ООН ничего о ней не знал и капитаны кораблей, которые доставляли ракеты на Кубу, вскрывали маршрутный лист только в открытом море в присутствии офицера КГБ.

Остается открытым вопрос, верил ли Хрущев искренне во всемогущество СССР или блефовал, как Челентано в знаменитом фильме? Вопрос тем более интересный, что многие аналитики считают Хрущева неотесанным и самовлюбленным позером и деревенщиной, но как ему удалось переиграть прекрасно образованного президента, потомственного миллионера?

Может быть, Хрущев обладал крестьянской сметкой, которая позволила ему во время встречи в Вене в 1961 году раскусить президента? Между ними состоялся любопытный диалог. Кеннеди: «У нас достаточно ракет, чтобы 30 раз уничтожить вас». Хрущев: «У нас хватит ракет только для одного раза, но нам этого достаточно». После встречи Хрущев назвал президента и его брата Роберта «мальчиками в коротких штанишках». Впрочем, тому, кто несколько десятилетий жил рядом со Сталиным, сам черт не брат…

В США не знали, что на Кубу успели доставить 162 ядерных боезаряда. Число зарядов, которые могли достать до США, увеличилось в 2 раза. Самый напряженный день — «черная суббота» 27 октября. Над Кубой советским расчетом был сбит U-2, пилот погиб. На Новой Земле проведено испытание термоядерной бомбы мощностью 1 мегатонна (50 Хиросим). Глубинными бомбами была атакована советская подводная лодка, капитан принял решение об атомном ударе и уничтожении американской эскадры. Лишь старший на корабле каперанг Архипов остановил удар.

Семьи сотрудников Белого дома были эвакуированы из Вашингтона. Министр обороны Роберт Макнамара вспоминал, что не знал, увидит ли утро. Хрущев предложил всему Президиуму ЦК отправиться вечером в Большой театр, чтобы показать всему миру спокойствие СССР. С 22 до 27 октября между Кеннеди и Хрущевым велась бурная по меркам времени переписка. Прямой телефонной связи не было, электронной почты — даже в проекте. Тем не менее лидерам СССР и США удалось договориться. СССР вывез ракеты с Кубы, а США — из Турции.

Позднее Хрущев на Пленуме ЦК говорил, что он в детстве свиньям хвост крутил, а Кеннеди пил нектар, но общий язык они нашли. В современном мире культурной пропасти между лидерами не существует. Но внушает ли это оптимизм? И в какой мере мировые лидеры чувствуют ответственность за планету, тоже не всегда понятно.

Из трех действующих лиц Карибского кризиса двое быстро покинули политическую арену. Президент Кеннеди в 1963 году был убит, а Хрущев в 1964 году — свергнут. Фидель Кастро несколько десятилетий находился во главе Кубы и пережил сотню покушений. Но казавшегося неминуемым вторжения США на Кубу, как и обещал Кеннеди Хрущеву, не произошло.

Мнение автора колонки может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

amp-next-page separator