Какой должна быть православная семья?
Во-первых, в Римской империи женщина не имела экономической и социальной независимости. Она всегда оставалась в рамках семьи, как чья-то дочь, сестра, жена, мать. Овдовевшие женщины были самыми бесправными и незащищенными. Упоминание о том, что вдовицам надо помогать, есть в Евангелии, в Деяниях апостольских и у святых отцов. Но нигде не сказано, что надо помогать вдовцам, потому что вдовец мог себя обеспечить, а вдова нет.
По причине полной самостоятельности мужчины на заре христианской эры апостол первое слово обращает к мужьям, возлагая на них ответственность за христианскую семью. Святитель Феофан Затворник также подчеркивает, что «апостол Павел больше наседает на мужей». При этом апостол наставляет проявлять о жене такую же искреннюю заботу, как о собственном теле (см. Еф. 5, 28).
Надо подчеркнуть, что христианство кардинально изменило отношение к женщине, утвердив равенство полов. «Нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе», — пишет апостол Павел (Гал. 3, 28). Таким же новаторским стало и учение о семье, ибо апостол соединяет мужское главенство не с подавлением другой личности, а с самопожертвованием. Подобно Христу, который принес Себя в жертву за обновленное человечество — Свою Церковь, глава семьи жертвует собственным эго из любви к жене.
Апостол поднимает семейные отношения на ту высоту, о которой пишет в другом послании, раскрывая ее свойства: «Любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла… сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4—7). Жена, со своей стороны, отлагает эгоистические притязания ради страха разрушить эту любовь.
Таким образом, в главенстве мужа и послушании жены в равной степени для каждого супруга проявляется самоотречение, отказ от себялюбия и других пагубных качеств личности. Из этого следует, что православная семья — это путь духовного совершенствования супругов, объединяющий их во Христе. Какой тип семьи более отвечает этому идеалу?
В патриархальной семье муж задает тон отношениям, основывая их на христианской любви. Если же супруг потребительски относится к браку, нарушает евангельские принципы, то требовать от жены безоговорочного послушания будет неправильно. Иначе апостольские слова можно довести до абсурда: признать, что женщина обязана подчиняться мужу, а он не обязан ее любить и заботиться о ней.
По этому поводу в IV веке между двумя святыми отцами Церкви возник спор. Святитель Василий Великий в одном из канонических правил зафиксировал существовавшую в то время практику, согласно которой основанием для развода могла быть измена жены, но не мужа. Святитель Григорий Богослов, во многом опережая свое время, возразил, что подобные законы и традиции отражают привилегии тех мужчин, которые их устанавливали.
С христианской точки зрения, семейное право должно быть одинаковым для обоих супругов. Разумеется, оба должны соблюдать верность друг другу, и ответственность супругов за брак должна быть равной. Другой вопрос, что в те времена, когда спорили святители, муж, бросив жену, экономически не страдал. А вот жене, которая оставляла своего неверного супруга, выжить в одиночку было гораздо труднее, особенно с детьми.
Сейчас иные условия. Женщины самостоятельны, имеют равные конституционные права с мужчинами. Жены вполне способны конкурировать с мужьями в разных сферах жизни: общественной, экономической, политической. Но остается духовная сфера, для которой по-прежнему необходима гармония евангельской любви.
Назвать любовью можно даже диаметрально противоположное ей, пнуть ногой щенка и сказать: «Я сделал это любя». Но дело не в словах, а в реальности. Если муж проявляет те качества, о которых говорит апостол Павел (1 Кор. 13, 4—7), значит, в нем действует любовь. В таком случае жене будет нетрудно соглашаться с мнением мужа, ее послушание будет естественным.
Есть еще одно «но». Жена не должна слушаться даже мужа, если тот подталкивает ее к греху или требует отказаться от веры. Например, женщина слышит: «Дай мне быть свободным в жизни. Относись ко всему проще, мы же с тобой — современные люди». В этом случае слепое повиновение жены явно повредит ее душе.
Супругам надо иметь рассуждение так же, как и монахам в духовной жизни. Вот почему желательно, чтобы супруги имели одного духовника и советовались с ним. И для общения с духовником надо не только приходить в храм, но и приглашать его к себе домой. В домашней обстановке его беседа больше будет способствовать укреплению внутреннего единства семьи, и он лучше будет понимать возникающие проблемы в отношениях.
Долгая семейная жизнь удерживается не на страстных чувствах, которые со временем изживаются, и не на холодном расчете, который превращает живого человека в инструмент достижения той или иной цели. Настоящая любовь порождает потребность отказаться от своих интересов ради блага другого, освободиться от тех шероховатостей своего характера, которые ранят любимого человека.
Как достигается отказ супругов от эгоизма — на основе патриархального главенства мужа или на основе взаимного согласия, не столь важно. Главное, чтобы все члены семьи возрастали во Христе через единство в евангельской любви. Именно эти устремления должны закладываться в основу отношений мужчины и женщины, которые хотят построить православную семью.