Вместо спальных районов

Город
Люблю бывать в России. Бывает, пересек улицу, и уже там. Потому что вот здесь Москва, а через 50 метров — область. И они очень отличаются. Перейдите из Северного района Москвы в Долгопрудный. Или из Жулебина — в Котельники. Из Куркина — в Химки. Попадаете в другой мир. Быстро поймете, что в Москве асфальт ровнее, детские площадки новее, скамейки удобнее. Даже фонари ярче! Почему так?

Дело, мне кажется, не только в размере бюджета. Дело в стандартах благоустройства. В Москве они едины. Приезжайте хоть в престижный Дорогомиловский, хоть в скромное Люблино, увидите одни и те же детские городки, фонари, спортплощадки. Посетите парк «Красная Пресня» и, скажем, усадьбу Кузьминки-Люблино. Есть отличия в оформлении, но совершенно никаких отличий в его качестве. Там — достойно, и здесь — достойно.

Еще лет десять назад Москва напоминала большинство российских городов. Центр всегда был похож на витрину: чисто, светло, фасады подкрашены. А окраины были как подсобка: темновато, грязновато, ободранно, бедненько. Но со временем начало меняться. На моих глазах Михалковский парк в Головинском районе — заросшая кустами и деревьями лесополоса для выгула собак — превратилась в шикарное, не хуже ПКиО имени Горького, место. Тьма современных детских площадок, набережная с причалами, прокат лодок, архитектурная подсветка, удобная нескользкая плитка, велодорожки, скамейки, которых отродясь не было. Фонари появились! В прошлом году я переехал в другой район, Бутырский, тоже не сказать что центральный. И что же? Местный парк «Гончаровский» ничуть не хуже того же Парка Горького.

А дворы? На окраинах они, на мой взгляд, даже лучше, чем в центре. Благоустройство то же, да еще и открыты. В центре многое «озаборено», в других районах ты можешь свободно перемещаться.

Единственная разница между окраинами и центром, которую невозможно сгладить, — это архитектура. Остоженка — это Остоженка, а Бибирево есть Бибирево.

Если учесть, что станций МЦД многие десятки и большинство из них как раз на окраинах, то у окраин хорошие перспективы благоустройства / Фото: официальный сайт мэра Москвы

Но даже на старых окраинах, где доблестные советские строители, забыв обо всем, бились за квадратный метр, архитектурная среда меняется. Здесь народный парк. Здесь вдоль речки — пешеходная зона. Там на фасаде огромного жирафа нарисовали, чтобы настроение жителям поднять. Если на наших окраинах начнут строить пристойного вида офисы и торговые центры, то само понятие «спальный район», я надеюсь, исчезнет. И будет просто город. Предпосылки к этому уже есть. Так, например, перед открытием МЦД — Московских центральных диаметров — власти решили отремонтировать все подходы к ним и даже ближайшие дворы. Недавно выхожу с платформы Ленинградская на северо-западе, а тут настоящий гламур. Старые асфальтовые тротуары заменили на новые, выложенные плиткой. Во дворах тоже появилась плитка, новые клумбы и детские городки. Зачем, для чего? А все очень логично: человек вышел с платформы МЦД или идет на нее. Он должен видеть красивый уютный город. Ведь МЦД — совершенно новый вид городского транспорта, комфортное наземное метро.

Вот и рядом со станциями все должно быть очень комфортно! Ну чтобы не было диссонанса: вышел с платформы транспорта ХХI века по старому, в заплатках, асфальту. Если учесть, что станций МЦД многие десятки и большинство из них как раз на окраинах, то у окраин хорошие перспективы благоустройства! Во всяком случае, вблизи железной дороги.

Что-то похожее было при открытии Московского центрального кольца: вокруг станций тоже все благоустроили. Хорошая история продолжается.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

amp-next-page separator