Как перестать натаскивать к ЕГЭ и почему это иллюзия

Общество
Единый государственный экзамен прочно вошел в нашу жизнь. Вот уже 10 лет окончание школы связано с его проведением, но до сих пор, несмотря на то что ЕГЭ образца 2009-го и ЕГЭ образца 2019 года — это очень разные экзамены, он порождает множество мифов.

Среди них самые популярные: «ЕГЭ — это такая угадайка, можно, не зная вообще ничего, угадать хотя бы часть вопросов и получить свою тройку». Или: «ЕГЭ проверяет только то, какое количество информации сумел запомнить ученик, а не гибкость его ума, умение грамотно формулировать, аргументировать свою позицию». Вот еще некогда особенно популярное в некоторых кругах: «ЕГЭ — провокация Запада в отношении России, он направлен на целенаправленное отупление молодежи, которая, вместо того чтобы написать сочинение, галочкой отмечает правильные ответы». Конечно, все совершенно не так. ЕГЭ проводится с беспрецедентными мерами безопасности и строгости, которые порождают страхи у родителей будущих выпускников и саркастические замечания некоторых журналистов в дни проведения государственной итоговой аттестации. Но ведь эти меры направлены лишь на то, чтобы соблюсти так называемую академическую честность и не допустить ситуации, когда порядочный выпускник теряет свое место в вузе из-за того, что кто-то нечестный, по сути, украл это место, нечестно сдав экзамен. Теперь о «натаскивании» на ЕГЭ. На практике складывается интересная ситуация. Подавляющее большинство учителей, осознав и давно приняв реальность ЕГЭ (который, как и любой другой экзамен, является лишь предъявлением результатов учебы выпускника государству и обществу), спокойно работает, но иногда появляются некоторые педагоги, которые решают публично и «нестандартно» самоопределиться в отношении ЕГЭ, перепугав и школьников, и их родителей. Так, одни гордо заявляют, что они, мол, к ЕГЭ не готовят, они «работают на развитие ребенка». Некоторым родителям младшеклассников это может понравиться, однако большинство родителей старшеклассников после таких «откровений» обычно довольно быстро оказываются в кабинете директора с требованием такого педагога от их детей удалить, потому что развитие развитием, но от результатов экзамена зависит поступление в вуз. А этим они рисковать не готовы. Немногие другие педагоги с лету объявляют, что их главная педагогическая задача — «натаскать детей на сдачу ЕГЭ», словно дети — это что-то вроде дрессированных животных, готовящихся к бенефису дрессировщика на арене цирка. Но и при таком раскладе обычно большинство родителей остаются недовольными, да еще и озлобленными на всю систему образования, да и на всякий случай вообще на власть, которая наверняка вынашивает какие-то коварные замыслы в отношении подрастающего поколения.

Никакого специального «натаскивания» на особый материал не нужно — на ЕГЭ нет ничего такого, чего ребята не изучали бы в школе / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

Так существует ли вообще проблема натаскивания на ЕГЭ? Честно? Я ее не вижу. Вообще. Во-первых, потому что никакого специального «натаскивания» на особый материал не нужно — на ЕГЭ нет ничего такого, чего ребята не изучали бы в школе. Поэтому какая-либо спецподготовка особенного смысла не имеет. Выпускники подготовлены к экзамену, если, конечно, не прогуливали школу и не ленились. Ну ладно, или ленились время от времени, но потом все равно брали себя в руки и наверстывали упущенное. Во-вторых, ЕГЭ — не «угадайка». А вы разве не знали, что на экзаменах уже давно нет тестов с выбором вариантов ответов? Теперь точно знаете. Все ответы в бланки вносит сам выпускник. Он еще и эссе пишет на экзаменах по гуманитарным предметам. Точно говорю — сам недавно сдавал ЕГЭ по истории в Центре независимой диагностики Московского центра качества образования. Кстати, сделать это может и каждый родитель. А вам слабо? Заодно и узнаете, как на самом деле проходят экзамены у наших детей. В-третьих, единственное, что может потребоваться ребенку в плане подготовки, — это знакомство с типами вопросов, на которые предстоит дать ответы, и с тем, как правильно следует заполнять все необходимые бланки. Второму детей учат отдельно, это не такая уж сложная задачка, она не требует много времени. А типы вопросов ребенку хорошо знакомы. Ребята неоднократно проходят различные независимые диагностики за годы своей учебы. Так вот, задания по своему типу на независимых диагностиках — точно такие же, как на ЕГЭ. К тому же потренироваться пройти ЕГЭ сейчас вполне возможно. По крайней мере московским школьникам это доступно на портале «Мои достижения» (myskills.ru), причем совершенно бесплатно. Потребуется только логин и пароль от электронного дневника. Поэтому спешу успокоить волнующихся: «натаскивание на ЕГЭ» — иллюзия, порожденная страхами перед экзаменами. Кстати, это абсолютно нормально: волноваться на экзаменах — школьных ли, тех ли, которые мы держим в течение всей своей жизни. Но вот только страх парализует, а волнение помогает собраться. Посему долой страхи. Особенно надуманные!

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

amp-next-page separator