Рассказать вовремя
Я не раз слышал истории, когда кто-то из молодых, пользуясь отсутствием дедушек и бабушек, наводил дома порядок: выбрасывал все, что казалось ненужным. Люди, которые это делали, были искренне уверены, что совершили доброе дело, помогли избавиться от старья.
Когда пожилые родственники спрашивали их, как они посмели выбросить вещи, принадлежавшие их бабушке, прадеду, тете, они отвечали: «Но это ведь такая «древность»: столетний плед, самодельное постельное белье, старые инструменты. У нас что, нового в доме нет? Я так считаю, незачем это хранить». Когда хозяева вещей расстраивались, сетовали: «Это же самое дорогое, что у нас оставалось», молодые люди только удивленно смотрели в ответ.
Отмечу, что говорю не о тех семьях, где пожилые люди приносят с помойки мусор и копят его дома, хранят старые грязные тряпки, рваную обувь, поломанную мебель, полагая, что это пригодится. Речь идет о пожилых людях, которые берегут вещи, напоминающие им о юности, об ушедших близких, о памятном случае из жизни.
Выбросить без спроса чужое — некрасивый поступок, но основная проблема даже не в этом. Молодое поколение искренне не понимает, зачем их близкие много лет хранят старинные предметы, не знают, кто запечатлен на фотоснимках в альбоме старших родственников.
Интерес к судьбам родных необходимо прививать с детства. Тогда и история государства, в котором человек живет, станет ему понятнее. Например, из рассказов близких можно узнать, как в годы гонений советского периода родным пришлось встать на защиту Православия. Как прабабушка спасла несколько книг, когда закрывали храм. За исповедание веры арестовывали не только священнослужителей, но и простых людей. Так, у митрополита Чебоксарского Варнавы арестовали отца за три месяца до его рождения. Родитель так и не вернулся домой, мать сама воспитала троих детей, а Владыка вырос, так и не увидев отца. У других людей предок был священником, пострадавшим за веру и позже прославленным в лике святых.
Старая вышивка, рисунок, фотография действительно могут стать символами семьи, отголоском другой эпохи. По словам одного знакомого, у его бабушки была полка в шкафу, которая ему, ребенку, казалась чем-то таинственным. Там хранились удивительные вещи: кружевной воротник, причудливая брошь с камнем, монета времен Александра III с портретом императора и многое другое.
Иногда бабушка доставала эти предметы, давала их рассмотреть, а сама рассказывала разные истории. Например, она говорила, что воротник тонкой работы сохранился от дедушкиной тети. Перед стиркой та осторожно отпарывала его от платья, в котором ходила на работу, отбеливала, крахмалила и вновь аккуратно пришивала на место. Эта женщина в детском воображении представлялась Золушкой из сказки. Был и старинный фотоальбом, в котором хранились дореволюционные портреты гимназисток в белых передниках и фотографии их преподавателей.
Когда я слышу подобные истории, мне вспоминается трепетное отношение Александра Сергеевича Пушкина к предметам старины и историям из жизни, которые ему с ранних лет рассказывала няня Арина Родионовна. В словах: «Поговорим о старине… Расскажи мне, няня, про ваши старые года…», — виден интерес писателя к быту и традициям русского человека. Он черпал из историй, рассказанных ему в детстве, отдельные сюжетные ходы и образы для своих произведений.
Сегодня люди разных поколений говорят между собой гораздо меньше, чем надо бы. Если бы бабушка не просто хранила ветхую скатерть, а объяснила, что это подарок школьной подруги, с которой они дружат всю жизнь, то дети и внуки могли бы по-новому взглянуть на эту вещь. Когда дедушка показал бы внукам инструменты и рассказал, как вместе с отцом он ими смастерил скворечник, инструменты могли бы стать полезными не только ему.
Опыт показывает, что молодые люди редко заговаривают на подобные темы. После, когда интерес появляется, сильно жалеют: «Была возможность, что же у родных не спросили, пока те были живы?!» Выбрав время, пожилым родственникам самим стоит поговорить с детьми и внуками об истории семьи, а значимые моменты даже попросить записать.
Суровы ветхозаветные слова о том, что пока жив человек, у него есть надежда на исправление, но «мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению» (Екк. 9:5). Однако Новый Завет открывает нам возможность влиять на вечную участь близких людей молитвой и милостыней. Умершие действительно уже не могут покаяться. На это каждому из нас дана земная жизнь, но об их помиловании могут просить у Бога живые родственники этих людей. Потому так ценны сохранившиеся имена родных.
Важно вместе с детьми и внуками рассматривать фотографии, рассказывать о людях, изображенных на них; знакомить молодое поколение с сохранившимися письмами; показывать старые документы. Прививать интерес к истории семьи крайне необходимо. Так между поколениями находятся точки соприкосновения, общие интересы, устанавливается крепкая связь.
Дедушки и бабушки могут и должны рассказывать молодым людям о своем детстве, о родителях, приводить в пример их добрые качества и христианские поступки. Но, главное, необходимо объяснять, как в семье в разные периоды сохранялась вера или каким путем родные пришли к ней. Такие семейства, где знание о Православии передается из поколения в поколение, можно назвать благословенными. Они по праву могут сказать: «Господи! Память о Тебе в род и род» (Пс. 134:13).
Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»