Отделить зерна от плевел

Город
Тема уличного арта видится мне довольно интересной. Ведь это понятие неоднозначно. Так, граффити могут выступать как признаки присвоения территории — например, всем известные надписи «Здесь был Вася» на стенах — и как настоящие произведения искусства, шедевры, делающие то или иное пространство эстетичнее и прекраснее.

Бывает, что для того, чтобы граффити появились на фасаде того или иного здания, в городе даже проводятся конкурсы, и эксперты выбирают художника. Но в то же время есть некая грань между уличным искусством и обычным вандализмом. Нередко великолепные граффити исчезают с фасадов зданий — их закрашивают, и от прекрасной картины не остается и следа. Не все этому рады. Но нужно понимать, что граффити закрашивают вовсе не потому, что они кому-то не нравятся, или потому, что они некрасивые. А потому, что они нарисованы на фасаде здания, которое по регламенту должно быть окрашено в определенный цвет.

Уличный арт, как и любой другой вид искусства, — это способ выразить себя, попытка художника передать какую-то мысль и рассказать о ней миру. И, на мой взгляд, в Москве, к сожалению, сегодня есть не так много мест, где художники могут рисовать легально, не опасаясь, что их труд закрасят. Поэтому в столице нужно организовывать такие места.

Граффити с изображением зарубежных и отечественных коллективов 60–90-х годов XX века в Староваганьковском переулке / Фото: Пелагия Замятина / Вечерняя Москва

Но в этом вопросе тоже есть свой подвох. Ведь город — это отнюдь не холст, на котором художник творит то, что ему заблагорассудится. Город — это общественное пространство. Поэтому, чтобы отводить специальное место для уличных художников, этот вопрос необходимо предварительно обсуждать с местными властями и жителями. Иначе — это вандализм.

Мы должны понимать, что уличный арт — это такая же неотъемлемая часть города, как и его здания, дороги, улицы и даже сами жители. И она будет и должна быть всегда. Замысловатые надписи на чьих-то стенах и красивейшие рисунки на фасадах домов можно встретить не только в Москве, но и во всех мегаполисах мира — например, в Нью-Йорке, Лондоне, Праге, Лиссабоне, Париже и многих других. Более того, уличное искусство даже может стать чем-то культовым, как, например, работы Бэнкси, чьи картины стали востребованными по всему миру. Кстати, и в Москве тоже прошла выставка его картин.

И я бы хотел, чтобы граффити в Москве могли стать чем-то сродни достопримечательности, формирующей идентичность того или иного района или улицы. И люди специально приезжали туда, чтобы увидеть эти граффити своими глазами, так же как картину в музее.

Мнение колумнистов может не совпадать с точкой зрения редакции «Вечерней Москвы»

amp-next-page separator