Саммит в Париже: дорогу трамваю уступают не из вежливости
Этот императив в подписанном в Париже документе стоит первым пунктом. Как ни искрили накануне парижской встречи в киевских кабинетах и на киевских площадях идеями по изменению «невыгодных» и «позорных» для Украины условий, какие «красные линии» ни рисовали, а вышло так, как было обозначено заранее Путиным, Меркель и Макроном. Альтернативы нет: войну на востоке Украины надо прекращать, и для этого есть признанная европейским сообществом «дорожная карта».
Президент Украины Владимир Зеленский сказал, что в ходе «нормандского саммита» не удалось урегулировать все вопросы, которые были намечены. Это такой реверанс перед украинскими радикалами, требовавшими от него дать бой «агрессору» России. Как и произнесенные главой Украины на итоговой пресс-конференции привычные мантры о невозможности федерализации страны и достижении компромиссов по урегулированию ситуации на Юго-Востоке через уступки. Но под тройным давлением Путина, Меркель и Макрона (дорогу трамваю уступают не из вежливости!) президент Зеленский все же вышел за рамки очерченной ему основными игроками украинской политики позиции.
Если заранее не вызывало сомнений принятие совместных решений о полном прекращении до конца 2019 года боевых действий и обмене пленными по формуле «всех на всех», то, например, внесение положений «формулы Штайнмайера» в конституцию Украины было проблематичным. Накануне парижской встречи глава МИД Украины Вадим Пристайко заявил, что отказ от внесения изменений в конституцию страны, которые бы закрепили особый статус неподконтрольных Киеву самопровозглашенных Луганской и Донецкой народных республик, — черта, которую в Киеве не намерены ни при каких обстоятельствах переступать. Теперь в коммюнике парижской встречи внесено: стороны выступили за такое решение.
Обещать, как известно, — еще не значит жениться, но слова сказаны. Сам Владимир Зеленский понимает, как трудно их будет превратить в дела: «Я, честно говоря, пока не знаю, как контролировать эту ситуацию. Потому что 20 раз все договаривались о прекращении огня в течение этих пяти с половиной — шести лет. И 20 раз это прекращение огня срывалось. Мы проговорили, что все будем действительно к этому относиться серьезно...»
13 тысяч человек погибло в Донбассе. Несерьезно к этому относиться нельзя, и это еще раз — разными словами, но об одном и том же — сказали Путин, Меркель и Макрон.
...За рамками парижской встречи четырех президентов осталось одно важное обстоятельство: отсутствие влияния на переговоры по стабилизации на Украине президента пятого — американского. Помните классическую фразу из комедии Гайдая «Кавказская пленница»: «Кто нам мешает, тот нам и поможет»? Пока в США демократы, прежде так уверенно управлявшие украинской политикой, вцепились в Дональда Трампа и настойчиво гонят его к импичменту, лидеры Европы сумели спокойно договориться и сделать пусть маленький, но необходимый шаг к прекращению войны на континенте.