В СССР все помогали друг другу? Наоборот

Общество
Часто слышно ворчание: «Люди только и думают, как набить свой карман. Души зачерствели, человек человеку стал волком. Раньше такого не было, все помогали друг другу». Под «раньше» имеется в виду советское время.

Но вот ведь какая штука. Финансовые аналитики крупнейшего интернет-поисковика подсчитали, что за год число пожертвований благотворительным организациям увеличилось на 80 процентов. Ту же тенденцию прослеживают и социологи. По данным ВЦИОМа, две трети граждан (69%) участвовали в благотворительной деятельности, а каждый пятый (19%) делает это регулярно.

Контраст с Советским Союзом действительно разительный. Потому что при социализме благотворительности не было вообще. Уже в «Толковом словаре русского языка» Ушакова, впервые изданном в конце 1930-х годов, это слово называлось устаревшим.

А в «Советском энциклопедическом словаре», вышедшем в 1981-м, его нет вообще. Все социальные проблемы обещало решить государство. Благотворительность трактовалась как помощь бедным, которых в нашей стране не должно быть по определению. Но вскоре выяснилось, что есть у нас и бедные, и больные.

Благотворительный марафон в столичном Парке Горького / Фото: Анна Иванцова, «Вечерняя Москва»

И многим из них государство помочь не в состоянии. В силу разных причин: отсутствия средств, неповоротливости бюрократической машины, нацеленности на предоставление стандартного набора услуг и невозможности вникнуть в личную историю конкретного человека.

Сегодня в России зарегистрировано свыше 10 тысяч благотворительных организаций. На Западе их еще больше — там филантропия системна, в списках добровольных жертвователей практически все более-менее крупные компании. У нас своя специфика. В международном рейтинге «стремления капитала к благотворительности» (название вызывает улыбку, но анализ серьезный) Россия занимает лишь 127-е место из 145. А корпоративная благотворительность часто представляет собой плату за право работать в регионе. Во избежание проблем компании берут на себя соцобязательства местного бюджета: ремонтируют больницы, проводят фестивали, содержат футбольные команды. Российская благотворительность держится на маленьких пожертвованиях частных лиц, сделанных под влиянием эмоций (увидел ролик — перевел деньги по эсэмэс). Обычно переводят от ста до тысячи рублей. Лишь 14% пожертвований больше двух тысяч. Суммы скромные, зато высока их моральная ценность. Как Иисус возрадовался не большим жертвам на храм богачей, а поступку бедной вдовы, отдавшей лишь две лепты (самая мелкая монетка) — но это было все ее состояние. Распространение моды на благотворительность — лучший показатель изменившейся нравственной атмосферы в обществе, где черствости и равнодушия становится все меньше.

amp-next-page separator