Кто заплатит за лифт на Луну
Как известно, у барона Мюнхгаузена было два неоспоримых достоинства. Первое — он всегда говорил правду. И второе — в самой безвыходной ситуации барон проявлял удивительную находчивость. Эти качества и позволили Мюнхгаузену дважды побывать на Луне. Первый раз, напомним, он забрался по бобовому стеблю, второй — слетал на ядре. Глава Роскосмоса с учетом достижений научно-технического прогресса собирается скрестить два изобретения находчивого барона.
Окололунная станция — на ядре, а дальше, на поверхность спутника — вроде как по стеблю, чтобы на лифт было похоже. И точно так, как мы не сомневаемся в правдивости рассказов Мюнхгаузена, мы же верим в неизбежность замысла чиновника.
Вообще, в последней концепции развития отрасли скромно сказано, что Россия к 2030 году отправит к Луне аппарат-разведчик. Что до этого — непонятно, вакуум. Никаких конкретных предложений по международному сотрудничеству в области исследования Луны не имеется. Россия сама виновата, что, отошедши в тень, растеряла потенциальных партнеров. Окололунная станция — это беспочвенные разговоры после справедливых упреков в том, что наша отрасль отходит в сторону, не имеет амбициозных, но реальных проектов.
И, конечно, можно рисовать какие угодно перспективы, если исполнять их ты не собираешься, а возлагаешь на плечи преемников. Опыт космонавтики в этом смысле однозначен: все удачные проекты были реализованы теми конструкторами, кто разрабатывал их с самых истоков. Так было и в СССР, и в США, без исключений.
Думаю, человечество много потеряло из-за того, что барон Мюнхгаузен и Дмитрий Рогозин оказались разбросаны по разным эпохам. Если бы сошлись во времени, мир получил бы колоссальный результат. Фантазия, помноженная на финансовые средства, запросто перевернула бы скучный подлунный мир.