Вашингтон и Тегеран разыграли «договорняк»
Иран после серии воинственных заявлений о мести за убийство фактически второго по влиятельности человека в стране (и даже первого в регионе, поскольку генерал долго «тыкал палкой в лицо Дяде Сэму» по всему Ближнему Востоку) не мог не совершить демонстративной военной акции. В Тегеране после ракетной атаки поспешили заявить о 80 жертвах среди американцев — как там их называют, «американских террористов». Что, впрочем, оказалось пропагандистской ложью, которая была призвана, возможно, скрасить впечатление о десятках жертв во время давки на похоронах Сулеймани. На самом деле на военных базах пострадали один вертолет и несколько тентовых сооружений. Все.
Судя по всему, Америка дала возможность Ирану ради «сохранения лица» выпустить милитаристский пар в надежде, что дальше по пути эскалации конфликта Тегеран не пойдет. Трамп, вопреки некоторым ожиданиям, ограничился всего лишь введением новых экономических санкций, хотя уже трудно придумать, какие еще санкции могут быть введены против Ирана. Он и так обложен, как волк красными флажками.
Большая война на Ближнем Востоке, похоже, откладывается. Президент США, по сути, в своем обращении к нации пошел навстречу людям с Уолл-стрит. А они в настоящий момент не хотят даже слышать про большую войну. Тем более на Ближнем Востоке. Тем более с весьма сильным в военном плане противником, каковым является Иран. И хотя американская военная мощь дает неоспоримое преимущество Трампу, все же полномасштабная война с иранским режимом чревата людскими потерями для Америки. А в последнее время практически любые такие потери, особенно в войне вдали от США, считаются для массового избирателя неприемлемыми. Ради чего, собственно, должны гибнуть солдаты?
Что касается банкиров и трейдеров с Уолл-стрит, то они с воодушевлением ждут подписания на следующей неделе первого соглашения по урегулированию американо-китайских торговых споров. И война тут совершенно ни к чему. Заявление Трампа было встречено установлением очередных рекордов роста на биржах США (как, впрочем, и в России: индекс Московской биржи обновил максимум аж 2013 года).
Трудно отделаться от ощущения, что Вашингтон и Тегеран разыграли «договорняк», о котором если и не условились заранее, то имели его в виду. Судя по всему, о ракетных ударах Ирана по базам американцев предупредили иракские военные. Которые, после того как к руководству армии пришли шииты, превратились в союзников Тегерана, вопреки ожиданиям Америки.
Зато народу Ирана доложено, что Америке «дали пощечину». Вопрос в том, стоит ли продолжать? Власти страны заявляют, что это еще не конец. Но если их не оставит благоразумие, то иранские руководители не станут нарываться на прямой конфликт с Америкой. В том числе в форме эскалации напряженности в отношениях с ее региональными союзниками — вроде Саудовской Аравии и Израиля. Притом что, по оценке Пентагона, Иран накопил уже около 2 тысяч баллистических ракет.
Гораздо сложнее может оказаться для США ситуация в Ираке, где шиитское большинство, поддерживаемое Ираном, проявляет растущее недовольство американским военным присутствием. Более того, оно уже фактически переходит к партизанским действиям против американцев и их союзников по западной коалиции. Вообще-то американцы сами натренировали и вооружили этих людей — шиитов, тогда как значительная часть суннитов из числа бывших иракских военных подались в ряды террористов и воевали на стороне запрещенного в России «Исламского государства». Как раз с ними тот же генерал Сулеймани успешно сражался.
На фоне столь сложных проблем и противоречий в регионе Трамп, возможно, очень вовремя вспомнил о своих предвыборных обещаниях не влезать в новые военные конфликты. И пока ему это удается. Что редкость. Кто бы мог подумать про миролюбивость или как минимум осмотрительность такого «резкого парня», как Дональд Трамп.
Правда, на всякий случай демократы в Конгрессе решили повязать импульсивного президента по рукам и ногам. Они внесли на рассмотрение в Палату представителей резолюцию, которая ограничивает полномочия Белого дома в ведении военных действий против Ирана, в том числе на территории Ирака. Как заявила спикер нижней палаты Нэнси Пелоси, «Трамп показывает, что он не имеет четкой стратегии обеспечения безопасности американских граждан, поддержания стабильности в Ближневосточном регионе и деэскалации с Ираном».
Фактически демократы отзывают у президента полномочия по использованию военной силы в Ираке, на основе которых, собственно, и была проведена операция по уничтожению Сулеймани. Не факт, что законопроект поддержит Сенат, где большинство у республиканцев. Однако многие в Америке не хотят большой войны. Право ограничивать такие полномочия принадлежит Конгрессу с 1973 года, когда на фоне Вьетнама был принят соответствующий закон. Именно он определяет параметры использования военной силы за рубежом. В том числе Конгресс может лишить эти действия финансирования.
А нет денег — нет и войны.