Небольшой рост — это тоже хорошо
Они выросли на 0,8 процента. Пиковое значение было достигнуто в третьем квартале — 3,1 процента, в четвертом темпы прироста показателя замедлились до 1,1 процента. О чем говорят эти цифры? Чего нам ждать в 2020 году?
С одной стороны, рост доходов, пусть и минимальный, — это хорошо. А еще лучше, что прекратилось их многолетнее снижение. С другой стороны, наши доходы по-прежнему ниже, чем в 2013 году. Причем не только в долларовом, но и в рублевом измерении. Рост на 0,8 процента большинство моих коллег склонны считать не достижением российской экономики, а скорее некой статистической погрешностью. Процент туда, процент сюда...
В 2020 году рост доходов, я надеюсь, продолжится. Но серьезным он точно не будет. Для него просто нет предпосылок. Дело в том, что в российской экономике продолжает расти роль государства. А государство, к сожалению, не самый эффективный собственник. Так всегда было, есть и будет, причем в любой стране. В СССР, например, вообще вся экономика была государственной и жили мы, прямо скажем, небогато. Хотя, конечно, в этой ситуации есть и плюс. Государство обычно гарантирует защиту от нищеты. Не зря президент Владимир Путин уже не в первый раз поднимает тему борьбы с бедностью. Так что в 2020 году, я уверен, мы продолжим с бедностью бороться и за счет помощи государства, вероятно, ее уровень несколько снизим. И в последующие годы продолжим снижать. А вот перспективы среднего класса и тем более бизнеса, я считаю, под вопросом. Не думаю, что доходы их будут расти — скорее, повторю, станут выше доходы самых бедных.
Многие кивают на правительство Михаила Мишустина. Вот пришел новый человек, он обеспечит экономический рост. Поживем — увидим. Но лично мне кажется, что для обеспечения экономического роста во главе правительства должен быть видный макроэкономист. Михаил Мишустин — про другое. Он известен как эффективный менеджер, способный собирать налоги. Само его назначение на должность премьера — это сигнал. Правительство сделает упор прежде всего на вывод серой экономики из тени, на пополнение государственной казны. А уже потом из этой казны будет стремиться выравнивать разницу между бедными и богатыми. Да, увеличение доходов бедных людей тоже обеспечит рост экономики. Ведь они пойдут в магазины, вырастут траты на продукты, а с ними — наше сельское хозяйство и ретейл. Возможно, дополнительные деньги придут в сферу обслуживания.
Но говорить о серьезном росте экономики я бы пока не стал. Чтобы она активно развивалась, необходимо всячески поддерживать малый и средний бизнес. Сегодня в России он дает в среднем всего 20 процентов ВВП, а в более развитых странах — около 60–70 процентов. Вот о чем нужно задуматься.