Можно ли нажиться на вирусе

Общество
Всякое чрезвычайное происшествие, а особенно эпидемия, издавна вызывает всплеск конспирологических теорий.

Ровно как раньше, скажем, эпидемия чумы объяснялась людьми божьим наказанием за грехи. Впрочем, теперь мракобесие и невежество пытаются маскироваться под что-нибудь «рыночное» или «технологическое».

Уже доводилось слышать, что новый китайский коронавирус наслали американцы или что он вырвался из китайской же военной лаборатории. Распространяющих подобное людей бесполезно в чем-либо переубеждать с помощью разумных аргументов и фактов — им комфортно пребывать внутри собственной паранойи. И пусть. Но недавно довелось встретить «теорию», вроде бы построенную на «экономическом анализе».

Итак, якобы введя сверхжесткие меры карантинного контроля, китайское руководство, воспользовавшись паникой, провело обратный выкуп 30 процентов акций своих компаний, «одурачив Америку и ЕС» аж на 20 миллиардов долларов, что по китайским меркам на самом деле сущие копейки. Зачем им это надо? А чтобы «репатриировать» доходы компаний на родину, а также укрепить курс юаня. Красиво? А то! И я даже знаю людей, которые в это поверили. Есть, правда, несколько мелких нюансов.

Уже доводилось слышать, что новый китайский коронавирус наслали американцы / Фото: Антон Гердо / Вечерняя Москва

Во-первых, спровоцировать сознательно эпидемию, вирус которой изначально не контролируешь, может только безумец. Прошлая эпидемия атипичной пневмонии в 2002-2003 годах, унесшая жизни около 800 человек (смертность составляла примерно 10 процентов заразившихся), притом что она носила ограниченный характер (заразились всего около 8 тысяч человек), принесла ущерба китайской экономике около 30 миллиардов долларов. В этот раз количество заразившихся уже превысило число предыдущей эпидемии, а последствия борьбы с нынешней заразой обещают быть куда более масштабными. Поскольку власти, опасаясь, что смертность может быть сопоставимой с испанкой, бушевавшей в 1918-1919 годах (2,5 процента), принимают беспрецедентные меры карантинного контроля. В начале ХХ века грипп унес жизни от 50 млн до 100 млн человек на всей планете. Сегодня уже прогнозируют многомиллионные убытки для авиакомпаний, туристических и прочих завязанных на путешествия компаний. Соответственно, падает цена на нефть, а это из-за сокращения производства в Китае. Если эпидемия затянется, то замедление китайской экономики ударит по всему миру.

Во-вторых, Китаю невыгодно укреплять юань, а выгодно его ослаблять, поскольку это стимулирует экспорт, от которого во многом зависит китайская экономика. Без экспорта она встанет, и китайской компартии мало не покажется. В-третьих, все крупные китайские технологические или промышленные компании и без того контролируются руководством страны.

В-четвертых, китайскому руководству совсем не интересно выводить акции китайских компаний с западных рынков. Там огромные деньги, это самый верный способ привлекать иностранные инвестиции.

Наконец, в-пятых. Во времена всяких кризисов и ЧП акции всех компаний, кроме разве что «защитных», обычно падают. Для того чтобы знать это, не надо быть членом китайской компартии. Поскольку акции, в том числе многих китайских компаний, свободно обращаются на рынке, то в момент, когда они дешевеют, их можно купить с последующей выгодой, рассчитывая на дальнейший рост. Это могут сделать как китайцы, так и все остальные, включая российских или американских инвесторов. Применительно к падающему рынку при этом есть одна важная особенность: надо уметь угадать, когда акции достигли «дна» и дальше уже будет отскок или рост. Если не угадать и скупать продолжающие падать акции, то можно сильно прогореть: это все равно что пытаться ловить голой рукой падающий нож за лезвие. По такому поводу есть поговорка: «Знал бы прикуп — жил бы в Сочи».

amp-next-page separator