Молитва и наследство
Девушка, родители которой развелись, когда та была еще маленькой, узнала о смерти отца. Она очень редко его встречала, но все же, получив сообщение, сразу приехала на похороны: сказала слова поддержки его вдове, помолилась, простилась с усопшим.
Прошло несколько месяцев, и выяснилось, что завещания нет, а поэтому она тоже является наследницей его имущества. Она решила посоветоваться со знакомым юристом, как урегулировать вопросы с другими родственниками и второй супругой отца. Тот сразу спросил: «Что же ты не уточнила все на похоронах?» Девушка искренне удивилась: «Разве же можно об этом думать, когда прощаешься с близким человеком? Как такое в голову может прийти?» На это опытный юрист спокойно сказал, что она зря удивляется. Большинство таких проблем, к сожалению, решается еще на кладбище.
Святые отцы говорят о том, что в течение первых дней душа человека еще находится на земле, а на третий покидает ее. Умерший со стороны наблюдает за происходящим, прощается со своими близкими. Насколько тяжело ему будет видеть, как родные вместо молитвы за него спорят, делят между собой его жилье, землю и акции в бизнесе.
В этом проявляется бесцеремонность, жестокость, алчность — худшие качества человека. Как мародер проявляет непочтение к чужому телу, так и родственники попирают тело близкого, разделяя его имущество, еще не успев похоронить. Наверное, о таких людях писал игумен монастыря Симонопетра схиархимандрит Эмилиан (Вафидис): «Человек неделикатный и неблагородный, пролей он даже свою кровь, в рай не войдет».
Даже в классических литературных произведениях отразилось такое явление, как беспардонное поведение людей по отношению к умершим. То есть, к сожалению, такие эпизоды нередки.
В одном из произведений Александра Дюма рассказывается, как от туберкулеза на глазах у маленькой дочери постепенно угасает бедная молодая дворянка. Ее ежедневно навещает друг семьи. Однажды, когда он возвращается с работы, узнает, что молодая женщина умерла. На вопрос: «Где же ребенок?» — никто не может ответить. Знакомый взбегает по лестнице, быстрее открывает дверь. Какую же картину он видит?
Квартира совершенно пуста: мебель тут же из комнат вынесли в счет уплаты долга, сиделка, которую наняли следить за больной, сразу после ее смерти ушла. Только посередине комнаты на мешке, набитом соломой, лежала недавно умершая женщина. Невдалеке сидела и плакала маленькая девочка. О ней в суматохе, когда вывозили вещи, забыли и заперли ее в квартире.
В произведении говорилось о людях посторонних, но даже при описании их поведения становится не по себе. Еще труднее понять родственников, которые так поступают.
В романе Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы», когда повествуется о последних днях жизни Павла Головлева, с ним беседуют сразу несколько близких родственников. Они говорят с умирающим исключительно о том, кому же достанется его имение. Мать напоминает об обычае при переходе в вечность «присных своих обеспечивать», а брат выпытывает признание, как Павел распорядился имуществом. Конечно, в такие минуты умирающему казалось, что он похоронен заживо и каждый «ругается над телом его».
Похожая ситуация описана в произведении Солженицына «Матренин двор». Над гробом погибшей на железной дороге женщины плачут родные, знакомые, но эта сцена напоминает хорошо разыгранный спектакль. Сестры умершей уже захватили ее избенку, заперли сундук, забрали оставшиеся сбережения и причитали громче всех. Похожим образом вели себя и другие родственники. Каждый показывал, что был близок Матрене, а значит, должен получить после ее смерти хотя бы что-то.
Завершает картину образ Фаддея — человека, из-за корысти которого погибли сын и любимая им некогда женщина. Зятя должны были посадить в тюрьму как виновного в трагедии, дочь его сходила с ума из-за ареста мужа, а Фаддей переживает лишь о том, как бы не упустить своей доли в споре за наследство.
Такое поведение говорит не только о жадности, но и о крайней уверенности человека в собственных силах. Самонадеянным людям, увлеченным погоней за земными благами, Господь напоминает: «Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк. 12:20)
Спаситель призывает каждого из нас не заботиться о приобретении земных сокровищ, которые любой может отнять, но борьбой с собственными страстями, делами милосердия, молитвой о живых и умерших близких собирать истинное богатство на небе (ср. Лк. 12:33). Милостыней и поминовением почивших родных мы не только помогаем им пройти через мытарства, но и утверждаемся в надежде наследовать Небесное Царство. Ведь «где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21), говорит Христос.