Не будем путаться
Угодники Божии были способны в своей жизни положиться на Христа и не только сами получали благодатную помощь, но и другим помогали. Например, святая блаженная Матрона Московская сама была слепой от рождения, но исцеления себе от Бога не просила, а благодарила Его и излечивала людей от тяжелых болезней. Святые принимали от Бога любое благо и любую скорбь с благодарностью. А если простой человек, «подражая» святым, поступает так, то он не понимает, что у него недостаточно для этого духовных сил.
Идея доверия воле Божией правильная, но понимать ее искаженно неверно. Кто так поступает, исполнен гордыни и уверенности в собственных силах. Человек считает, что он доверяет Богу больше, чем окружающие, потому он более праведный. «Боже! Благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди…» (Лк. 18:11), — думает он подобно фарисею.
В такие моменты вновь и вновь хочется повторить: упование на Бога никогда не предполагает пассивности. Поход к врачу — это естественная для человека мера, и она вовсе не заключает отказ от воли Божией. В Православной церкви есть многие святые, которые сами лечили людей: святые апостол Лука, великомученик Пантелеимон, мученики Трифон, Кир, Иоанн, Диомид, святитель Лука Крымский и другие. Мы должны делать для исцеления то, что в наших силах, а уж если от недуга не получается излечиться, значит, Господь посылает его для духовного возрастания.
Люди подчас аргументируют свой отказ от лечения так: «Главное лекарство от всех болезней — Причастие». Принятие Святых Христовых Тайн, конечно, способно излечить телесные недуги, но в первую очередь это лекарство для души, и нельзя превращать великое таинство в средство для решения физических болезней. К Причастию как к особому дару милости Божией нужно подходить с благоговением. Его цель — это наше соединение с Христом.
Давайте вспомним поучительную историю о святителе Николае и о воре, который перед тем, как совершить кражу, всегда молился святому. Однажды за грабителем погнались разъяренные люди, он выбежал на поле и не знал, куда ему спрятаться, чтобы спастись от погони. На поле он увидел тушу мертвой лошади и залез в нее. Преследователи его не смогли найти. Когда они ушли, вор выбрался и пожаловался святому, как же ему было противно переносить смрад мертвечины. А святой ему ответил, что для него во много крат неприятнее была молитва этого человека.
Использование молитвы и духовных упражнений для исполнения своих земных просьб говорит о низком духовном уровне человека. Бог не тот сказочный персонаж, чтобы по его повелению появлялись новые корыто, дом, машина и т. д. Такое псевдоблагоговейное отношение граничит с кощунством. «Горе тем, которые перед лицом Божиим бесчинствуют и величия Его не почитают», — говорил святитель Тихон Задонский.
В Италии возле одной католической церкви была устроена табличка: «Парковка». Плата же производилась не деньгами, а молитвами: «один час парковки — десять «Аве Мария», два часа — двадцать «Аве Мария» и т. д. Мотив настоятеля храма понятен: «Паркуйтесь около церкви, но за это вы молитесь».
Такое отношение неслучайно вызывает внутренний протест. Если люди без желания будут обращаться к Божией Матери, это пользы не принесет, а только навредит человеку. Молитва ценна в том случае, если она исходит от сердца человека, святитель Феофан Затворник говорит, что молиться надо так, чтобы ум и сердце соединялись с Богом. А в приведенном примере она лишь формальная, внешняя.
В истории есть много примеров того, к чему привело фарисейское отношение к святыням. Один из наиболее показательных эпизодов — эпоха иконоборчества — VIII — начало IX века. Главной причиной этого явления стал духовный упадок. Люди превратили почитание икон в фетишизм. Они стали изображать иконы на одежде, предметах быта, брали их восприемниками при крещении. Люди пытались исполнять закон, но утратили дух этого закона, у них осталась только внешняя форма духовной жизни. В результате появилось суеверное отношение к святыне, граничащее с язычеством. Понадобилось больше сотни лет, чтобы исповедническим и мученическим подвигом вернуть живую веру в сердца людей и благоговейное отношение к иконе.
Фарисеи в народе считались праведниками, но несмотря на это, Господь призывает остерегаться учения фарисейского (Мф. 16:6–12). Эти люди от веры оставили лишь формальную сторону (см. Мф. 23:23) и за счет нее хотели возвыситься над другими. Во время поста они принимали скорбный вид, каялись напоказ, на одеждах носили ветхозаветные изречения, раздавали при всех милостыню, чтобы добиться любви и почитания народа. За строгим соблюдением обрядов они утратили чистоту души, а, увидев истинную праведность во Христе, многие фарисеи задумали убить Его.
Христос учит нас: «Если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное» (Мф. 5:20). Об этом стоит помнить в отношении к святыням и не пытаться «приземлить» духовное. Напротив, как говорил святитель Игнатий (Брянчанинов), лучше любые повседневные обязанности посвящать Богу, стараться в любых условиях послужить Ему, тогда «дела земные соделаются делами небесными».