Бедные, бедные таксисты: почему они теряют деньги

Общество
Таксисты в Москве стали зарабатывать втрое меньше с 2012 года. Об этом сообщает свежее исследование рынка такси.

Аналитики говорят: виноваты проклятые агрегаторы. Именно они облегчили и упростили отношения водителей с пассажирами, как приложения для знакомств — отношения мужчин и женщин. Казалось бы, ах, бедные таксисты! Однако если мы сравним патриархального извозчика минувших дней и современного, то без труда заметим, что от второго требуется гораздо меньше. Еще недавно водитель должен был глубоко знать город и виртуозно объезжать пробки. Теперь со всеми задачами великолепно справляется навигатор. Вознице остается только делать приятное лицо и глядеть на дорогу.

Однако если искусственный интеллект дает сбой — то прямо беда. Я с содроганием вспоминаю недавний случай. Мне позарез нужно было попасть с улицы Марксистской на станцию метро «Водный стадион». Погода была самая скверная, я слегка опаздывала и вызвала такси по мобильному приложению, не сразу заметив, что навигатор видит мое местоположение неточно. Водитель «ожидал» меня в двух километрах.

– Улица Марксистская, дом один, – эти слова я произнесла в телефон четко и доброжелательно.

– Да-да-да, — деловито донеслось из трубки. — Еду-еду!

Прошло пять минут, порывы ветра выворачивали наизнанку мой зонт, но никто не явился.

Более того, приложение показало, что водитель удалился от меня еще на километр. Я снова набрала номер и напомнила адрес.

– Да-да-да! Еду-еду, — сообщил возница и отключился. Навигатор показал, что он прокатился несколько раз вдоль Марксистской по противоположной стороне.

– Марксистская, дом один! — Срывающимся голосом снова простонала я в телефон.

На этот раз реакция была интересной:

– А-а-а! Да-а-а? Еду-еду!

Видимо, он только теперь понял, где я нахожусь… Но это была иллюзия. Он не понял.

Через каких-нибудь лет двадцать (а то и раньше) таксиста-человека благополучно заменит робот-пилот / Фото: pixabay.com

Наш бодрый диалог повторился еще пять раз в течение сорока минут. Я не отменила заказ просто потому, что мне уже стало любопытно поглядеть на этого удивительного человека, который исколесил каждый квадратный метр окрестностей, так и не наткнувшись на мою скорбную фигуру. Когда я все-таки села в машину, он произнес: «Извините, пожалуйста», оказавшись совсем юным выходцем из ближнего зарубежья. В Москве он всего три месяца, а русскому выучился от отца, который давно работает в столице. Я с опаской глянула на навигатор: хвала Всевышнему, он перестал шалить. До пункта «Б» мы добрались без приключений.

Эта история красноречиво нам говорит: современный водитель, лишенный электронного мозга, может поставить под удар все наши планы. И не нужно быть большим провидцем, чтобы понимать: через каких-нибудь лет двадцать (а то и раньше) таксиста-человека благополучно заменит робот-пилот. Зачем нам профессионал, у которого самые сложные знания и навыки находятся на внешнем носителе? Представьте себе учителя, который посреди урока замолкает и падает на стул. Или хирурга, который впадает в ступор в разгаре полостной операции. Вот если бы у них доходы упали в три раза, это было бы удивительно. А у таксистов — увы — историческая закономерность. Кстати, я тогда чудовищно опоздала и заплатила за «услугу» восемьсот рублей вместо предполагаемых вначале пятисот.

amp-next-page separator