Намерение, ставшее жизнью
В Православной церкви существует целый сонм угодников Божиих. Среди них есть апостолы — ближайшие ученики Христа и проповедники его учения, духоносные старцы, мученики за веру, пророки, открывавшие волю Божию. Подвиг таких людей нам понятен, потому что он виден явно. Но среди небесных заступников есть и такие, как преподобный Евфросин — простой монастырский повар. Чем он заслужил святость? Каждый второй человек трудится на кухне и неплохо справляется с этими обязанностями, но не все угодили Богу.
Оказывается, вопрос не в роде занятия, а в том, ради чего или кого мы это делаем, с каким внутренним настроем мы все совершаем. Евфросин воспринимал свою работу как возможность послужить Христу и ближним. Инок так возлюбил Бога, что ради него старался выполнять даже это рядовое послушание, во всем ущемлять собственный эгоизм и терпеливо переносить выпадавшие на его долю неприятности. Он все делал ради любви к Создателю.
Благие поступки не приближают к Богу, если совершаются по природной склонности, без особых усилий. Святость — это не награда за достаточное количество добрых дел или вычитанных молитв и сделанных поклонов, а это плод стремления человека жертвовать собой ради Господа. Она обретается исполнением его заповедей — даже когда тяжело, когда требуется переступать через себя. Отдавать себя ради других, искренне помогать людям — это и есть деятельное проявление христианской любви.
С течением времени, заставляя себя трудиться, мы приучаемся к добру, и служение Богу становится для нас главным в жизни. Душа начинает преображаться, очищаться от страстей через постоянное понуждение себя поступать по Евангелию. Благодаря таким внутренним упражнениям и действию Божией благодати человек начинает приобретать добродетели, которые, кажется, не под силу достичь обычному человеку. Так простой инок Евфросин смог не только победить собственные страсти, но и удостоился еще при жизни стать свидетелем райского блаженства.
У каждого из нас есть все возможности, чтобы послужить Христу. Мы привыкли оправдывать внешними обстоятельствами поселившуюся внутри лень и нежелание заняться собственным духовным состоянием. Поводом может послужить бедность или богатство, болезнь, суровое начальство, занимаемая должность. Подобных причин находится множество. Но почему это происходит? У нас нет доверия Богу. А при отсутствии доверия не стоит обвинять условия жизни и окружающих людей, которые якобы мешают нам двигаться ко спасению и исполнять заповеди.
Порой мы говорим себе, что для духовного совершенствования пока нет времени. Особенно встречаешь такую «отговорку» у людей, живущих в миру. «Это монахи могут себе позволить молиться, подвизаться, а у меня — семья, работа. Выйду на пенсию — тогда и время будет». Но не приходит к человеку благая мысль, что страсти к тому времени так подчинят его душу, что не захочет он от них отказываться. Да и не всем суждено встретить старость. «Какое житейское наслаждение непричастно печали? Все в этом мире подобно тени, обманчивее снов: все это в одно мгновение наследует смерть», — поется во время отпевания.
Семья или монашеская келья, имущество или его отсутствие — все это условия, которые Господь дал нам для спасения. Ему известна духовная мера и побуждения души каждого из нас. Бог ставит нас в такие жизненные обстоятельства, в которых мы можем спастись, и дает ситуации, где мы способны проявить свою любовь к нему.
Независимо от нашего образа жизни — в монастыре или в миру — главным условием для богоугождения является доверие Христу, отсечение всего, что противоречит его воле. Если удастся этого достичь, любое происшествие будет восприниматься нами как ниспосланное Богом. Это может показаться невозможным современному человеку. Но такой путь прошли тысячи людей, которых мы сейчас называем угодившими Господу.
Среди святых есть военные — Георгий Победоносец, Иоанн Воин, Феодор Ушаков; градоначальники (мэры) — Димитрий Солунский, Севастиан Римский; цари и князья — Константин Великий, Ярослав Мудрый. Не говоря уже о священнослужителях и монахах. Есть и супруги — Петр и Феврония Муромские, Адриан и Наталия, Дмитрий Донской и Евдокия; праведные родители — Кирилл и Мария, родители Сергия Радонежского, Василий и Емилия, воспитавшие десятерых детей, шестеро из которых стали святыми. Одним из них был Василий Великий. Угодниками Божиими становились даже люди, попавшие в рабство. Например, греки очень почитают Иоанна Русского — солдата, который большую часть жизни провел в турецком плену и там скончался.
Чтобы исполниться мужества для борьбы с собственными привычками, в дни поста нам следует читать жития угодников Божиих, которые можно найти в книге «Четьи-Минеи» Димитрия Ростовского, «Отечнике» Игнатия Брянчанинова, патериках и других житийных сборниках.
Важно понимать, что святые находились в тех же ситуациях, что и мы, испытывали такие же чувства, изнемогали в борьбе с греховными стремлениями. Между нами единственная разница — для них целью существования на земле было приближение к Богу.
В Великий пост полезно чаще задумываться над этим, оценивать свое отношение к жизни и, по словам святителя Феофана Затворника, «образ мыслей». Все ли мы делаем по слову Божию? Господь или что-то иное стоит в центре наших устремлений, поступков и желаний?
В завершение расскажу притчу. Монах спросил у духовника, какую добродетель ему выбрать, чтобы развивать ее в себе. На это мудрый старец сказал, что все дела одинаковы перед Господом. В Библии написано, что Авраам был милостив к странникам, пророк Илия стремился к безмолвию, царь Давид стал образцом кротости — и с каждым из них был Бог. «Смотри, каким делом ты хочешь потрудиться ради Христа, молись и работай над собой», — сказал духовник. Святая Четыредесятница и есть то время, когда мы можем положить начало духовному подвигу, выбрав добродетель, которая приблизит нас к Богу.