Рынок труда быстро меняется
Нам хотелось узнать, какими знаниями и навыками обладают учащиеся из 79 стран. Примечательно, что PISA формирует самый большой набор данных, отвечающих на вопрос, каким 15-летние учащиеся видят свое будущее. Напомню, в исследовании мы оценивали уровень теоретических знаний учащихся и умение применять знания на практике. Кстати, московские девятиклассники попали в тройку лучших в мире по читательской и в пятерку — по математической грамотности.
Самые важные карьерные решения принимаются не по окончании школы, а в самом начале обучения. Это именно тот момент, когда мы определяемся, насколько школьный опыт будет для нас важен, сколько времени и энергии мы будем вкладывать в обучение, на каких предметах мы особенно сосредоточимся. Все это формирует основу для возможностей, которые нам будут предоставлены в будущем. 15 лет — это тот возраст, когда огромное значение имеет первый опыт знакомства с миром труда. Если вы не встречали инженера, пока учились в школе, зачем вам упорно учиться математике и естественным наукам с ранних лет? Вы не можете стать тем, кого не видите. Поэтому мечты и ожидания молодых людей зависят не только от личных талантов.
Исследование PISA показывает важность влияния семейного окружения и впечатлений от людей, с которыми мы встречаемся в жизни. Более половины 15-летних девушек из стран, в которых проводилось тестирование, ориентированы всего на десять профессиональных сфер, в которых они видят себя в 30 лет. Россия входит в число стран, где концентрация профессиональных ожиданий выше среднего показателя. Девушки в основном стремятся стать врачами и учителями, а юноши — бизнес-менеджерами и инженерами. Большинство профессий, к которым стремятся ребята в 15 лет, это профессии ХIХ и ХХ веков, но не ХХI. Те знания, которые мы имеем в профессиях будущего, не находят отклика у молодежи, не соотносятся с их опытом и стремлениями. Кроме того, учащиеся из неблагополучных семей чаще всего стремятся к профессиям, находящимся в зоне высокого риска автоматизации. Эту ситуацию не изменить одними стараниями школы и учителей. Мы сможем добиться перемен, только если школы и работодатели объединят усилия с целью показать учащимся их возможное будущее. С 2000-х годов рынок труда претерпел изменения, а вот карьерные ожидания подростков почти не изменились. Многие перспективные и высокооплачиваемые профессии просто не захватывают их воображение. В наших силах это исправить. Эффективная профориентация поможет учащимся осознать, на что они способны, и решить, кем они хотят стать.