Как помочь школьникам на удаленке
Дело в том, что дети привыкли именно к присутствию в учебном заведении, а инерция играет большую роль. Также многие наши школьники все еще не способны быть по-настоящему самостоятельными. Они очень ведомы учителями. Ситуация, когда они должны стать активными и инициативными, — это как раз то, чего в нашей стране пока не хватает. А для удаленных занятий самодисциплина как раз важна.
Наиболее прилежными, на мой взгляд, станут мотивированные ученики. Это старшеклассники, которые уже сделали свой выбор и обучаются в инженерных, математических или медицинских классах. Им будет интереснее учиться. К тому же кому-то надо готовиться к олимпиадам и сдаче экзаменов. Хотя непонятно, когда теперь состоятся олимпиады и единые госэкзамены. Знаете, такая индивидуальная работа для школьников может быть даже эффективнее — учителю легче донести информацию до одного ученика, чем сразу до 30. Также у каждого появилась возможность двигаться в своем темпе. Например, сегодня, условно к двум часам, решить какой-то тест. У отстающих есть время подумать и осмыслить задания.
Легче дастся удаленное обучение и младшим школьникам. Им все это покажется интересным, и, кроме того, они привыкли слушаться учителя. А вот труднее всего придется подросткам — пятым-восьмым классам. Чаще всего у них еще нет любимых предметов, а внимания к учебе уже меньше. Самый трудный вопрос: как объяснить детям, что у них не каникулы, а другая форма обучения. Я бы посоветовал родителям участвовать в образовательном процессе вместе с ними. Не подсказывать, а спрашивать, как дела, и проявлять собственный интерес к теме. Не стоять над душой с ремнем, а включиться в процесс: «Ой, как интересно. Тоже хочу заняться учебой вместе с тобой!» Тем более если родитель на дистанционной работе. Он должен стимулировать своим примером, говоря: «Видишь, я тоже работаю удаленно!».
Несмотря на проблемы, с технической точки зрения Москва готова к непредвиденным ситуациям, наверное, гораздо больше, чем любой другой город мира. У нас доступны учебные материалы, онлайн-уроки, тесты, образовательные платформы. Не было бы счастья, да несчастье помогло. Я говорю о том, что дистанционные образовательные платформы в любом случае должны были войти во все учебные процессы. Переход должен был стать постепенным и плавным, но так уж случилось, что все произошло рывком. И сейчас идет апробация. И хотя мы считаем, что образование — это проверка детей, сейчас тестируются и наши возможности — насколько электронная школа, образовательная платформа, электронные учебники оказываются пригодными при таком абсолютно массовом использовании. Это будет уроком уже не для детей, а для нас, взрослых.