Либералы явно проиграли
Ни их медицина, ни службы реагирования на ЧС, ни сами граждане (в плане бытового поведения) справиться с пандемией оказались неспособны. В отличие, например, от «недемократичного» Китая. Сейчас многие горячие головы утверждают, что выращенный либералами глобальный мир рухнет и после пандемии нас ждет консервативная революция. Каждая страна будет производить внутри себя все товары. И все государства резко обособятся.
Да, обособление усилится, но глобальный мир вряд ли рухнет. Вот Китай сейчас — мировая мастерская. Практически любой стране дешевле что-то покупать там, чем производить самой. И почему что-то должно измениться? Экономику ведь никто не отменял? Зачем я буду производить дорого, если можно купить готовое и дешево? Но при этом, думаю, многие страны сделают все возможное, чтобы критически важные товары, услуги и технологии производились бы все-таки на их территории. Многие постараются «постелить соломки» на случай таких вот форс-мажоров.
А еще доморощенные футурологи обещают, что практически вся экономика уйдет в онлайн. Тоже вряд ли. Экономика развитых стран — это, по большому счету, экономика услуг. А многие услуги нельзя оказывать дистанционно. Вас кто-то должен стричь, лечить, перевозить по миру, вкусно кормить. Как все это сделать на мониторе компьютера? Да никак. К тому же, если развивать онлайн-экономику, человечество быстро столкнется с проблемой сенсорного и эмоционального голода. Без живого человеческого общения нам никакая экономика будет не интересна, ведь человек — животное социальное. И его социализация в течение всей истории происходила в основном на «производстве» — будь то охота, собирание кореньев или обработка земли. Так что ни в какой онлайн мы массово не уйдем, ибо он противоречит самой человеческой природе.
А что реально изменится? Я думаю, несколько сместятся общественные приоритеты. Резко усилится роль ученых и медиков. Кого сегодня слушают? С кем советуется президент? С мало кому известным Денисом Проценко — главврачом больницы в Коммунарке. Он заболел коронавирусом — это новость номер один. Вылечился — снова новость номер один. Конечно, после пандемии все изменится, но врачи и ученые, я уверен, резко наберут в обществе вес. Так же как, например, Сергей Шойгу, который из спасателя стал политиком. Просто чрезвычайные ситуации ясно дают понять, кто чего стоит.
Многие надеются, что экономический кризис изменит российскую экономику, и мы сделаем все, чтобы «слезть с нефтяной иглы». Сильно сомневаюсь. Мы пришли в мировую экономику, когда все места были давно заняты. Оборонка, космос, нефть — вот что нам осталось. Причем даже здесь, обратите внимание, мы бешено конкурируем с теми же США. Даже здесь! А уж стать по щелчку пальца или в ходе долгих реформ законодателем мод в сфере, скажем, высоких технологий... Скорее, это просто мечта.