Мир после вируса останется таким же

Общество
Знаете, я по-прежнему уверен, что если бы китайцы тогда не подняли панику (а подняли они ее только потому, что в Ухане расположен закрытый центр по изучению вирусов, и власти ввели карантин, просто испугавшись: а вдруг утечка оттуда)… Так вот, если бы не эта первичная паника, никто бы грипп 2020 года не отличил от гриппа трехлетней давности.

Тогда в Европе тоже больницы были переполнены на 200 процентов, а в некоторых штатах Америки даже разворачивали полевые госпитали для тяжелых больных. Вы что-нибудь об этом знали? Нет. Потому что тогда это не было в прицеле мировых новостей. А сейчас самораскручивающаяся спираль общественного внимания сделала то, что сделала.

Однако сегодня у нас с вами разговор будет о другом — о второй производной этого общественного страха. Поговорим про ставший уже затертым (всего за месяц!) лозунг: «После коронавируса мир не будет прежним!» Все повторяют его с железобетонной уверенностью, не основанной ни на чем, кроме того же страха. Что поделать: он щекочет нервы взрослых точно так же, как и в детстве, когда мы рассказывали друг другу страшилки про черного-пречерного человека. Во-первых, нами движет страх, что «он и нас посчитал», как в старом советском мультфильме: якобы все теперь под колпаком у Мюллера, в цифровом концлагере, и никогда мы уже не выйдем на «свободу». Вечно теперь за нами будут следить и выпускать на улицу только с пропуском...

Наша главная задача-не разжиреть у холодильника! / Фото: pexels.com/Daria Shevtsova

Удивляюсь, что люди не понимают: тотальный контроль возможен только в очень коротком промежутке времени. Это как нырок в глубину — набрал воздух и некоторое время можно продержаться. Дальше у государства просто не хватит ресурсов. Денег, извините, нет, как нет и смысла. Поспешу огорчить: никому вы, друзья мои, особенно не интересны. Власти наплевать на то, как вы покупаете молоко или едете к любовнице.

Второе опасение состоит в том, что экономика уже не восстановится в прежнем виде: мы перейдем к социализму, мобилизационной системе, трудовым лагерям… Тоже ерунда! Экономика — штука невероятно инерционная. Ей не нужна мобилизация для развития, напротив, ей нужна свобода. Тем более что накопятся спрос и желание зарабатывать. Ведь во сто крат хуже бывало! Вспомните, что представляла собой Германия после Второй мировой. Страна была обескровлена и разбомблена до фундамента. Но через двадцать лет западным немцам восточные уже завидовали, изо всех сил пытаясь перелезть через Стену. Вот что делает свободная экономика, то есть свободные рабочие руки в условиях спроса.

А у нас сейчас даже не война. Миллионы людей не убиты, ничего не разрушено. Это просто внеурочные каникулы. И наша главная задача — не разжиреть у холодильника. Вот где кроется реальная опасность!

amp-next-page separator