Башаров и Тодоренко: две стороны домашнего насилия

Общество
Вряд ли комиссия по профилактике правонарушений дала рекомендацию о создании кризисных центров для жертв домашнего насилия после очередных откровений артиста Марата Башарова и неумного заявления телеведущей Регины Тодоренко. Но события совпали, идеально дополнив друг друга.

Для тех, кто не в курсе: красавец Марат в выходные в передаче «Секрет на миллион» на НТВ в сотый раз ну только что не смаковал подробности избиения жен. Тодоренко же ославилась на весь свет, заявив, что жертвы, мол, сами во всем виноваты, а потом еще и крайне неумело попыталась ситуацию выправить, дабы сохранить хорошую мину при откровенно плохой игре. В другой ситуации, возможно, к столь бурной реакции это заявление бы и не привело, но режим самоизоляции, лишив нас ежедневной суеты, сделал людей более внимательными и чуткими к словам. Петиция с призывом лишить актера и телеведущего Башарова госпремии РФ и звания заслуженного артиста Татарстана была создана мгновенно, практически параллельно с общественным линчеванием Тодоренко. Хотя справедливости ради заметим некую странность: Регина, сморозившая явную глупость просто по привычке быстро молотить языком в легком и ни к чему не обязывающем формате «Орла и решки», мигом лишилась звания «Женщины года» по версии журнала «Гламур» и даже ряда рекламных контрактов, ибо рекламодатели всегда боятся репутационных скандалов, а Марат, встреченный Лерой Кудрявцевой в студии словами «мечта миллионов женщин», так и остался «кумом королю и царю дядей». Ничего принципиально нового с ним не произошло, никаких последствий ни за избиения, ни за откровения об этом.

Вообще, вопрос о совместимости гения и злодейства вечен, как небо. Башаров, конечно, ни разу не гений, хоть и одарен, но пока однозначно — злодей с милым лицом, которое уже хочется сделать символом домашнего насилия в стране. Этот обаятельный абьюзер — точно герой сказки про попа и его собаку, той, где «он ее любил, она съела кусок мяса, он ее убил». Слава богу, он своих жен не убивал, но бил исправно, и сильно, и не за «кусок мяса», а так — для удовольствия и по настроению. Причем об этих особенностях семьянина Башарова было известно давно, что никоим образом не повлияло на его карьеру. Он все так же достаточно популярен, снимается, хотя особых звезд с неба не хватает. Бог и царь он дома, где регулярно путает жен с боксерскими грушами. Зачем они идут к нему в полон? Не понять. Наверное, полагают, что новая история будет развиваться по-другому. Но домашний насильник и тиран не делает исключений из правил, у него рано или поздно начнут чесаться кулаки, даже если его жена святая. Если что, можно вдарить и за эту святость. А почему нет?

Башаров и Тодоренко: две стороны домашнего насилия / Фото: «Вечерняя Москва»

А вот красотку Тодоренко жесткая расплата за невольное оправдание абьюзерства накрыла сразу. Хотя она, конечно, и предположить не могла, какой резонанс вызовет ее корявая фраза. Мы вообще не очень следим за тем, что говорим, и регулярно забываем, что слова имеют высокую цену.

Почему же такое разное отношение у общества к этим двум героям светских новостей? Что Цезарю дозволено, то не дозволено его жене? Треклятый гендерный принцип в действии?

Проблема насилия в семье имеет многовековую историю. Наверное, когда-то били и за не в срок разделанного мамонта. И какой там домострой! В СССР, где ячейка общества — семья воспевалась, в год от рук домашних тиранов страдало до 30 тысяч женщин. Сейчас — больше 20 тысяч, что с учетом сокращения территории страны о снижении уровня насилия никак не свидетельствует. Безусловно хорошо одно: что об этой проблеме начали говорить, ведь долгие годы ее постыдно прятали в дальний угол коробки с надписью «разное». Да и несчастные жертвы абьюзерства не спешили нести сор из избы. В первую очередь потому, что в эту «избу» все равно приходилось возвращаться.

Если что-то и требует срочных перемен, то именно эта часть нашей жизни. О том, как вопрос актуален, говорит статистика, согласно которой 35 процентов россиянок хотя бы раз в жизни сталкивались с проявлением насилия от партнеров или мужей. А директор центра «Насилию.нет» Анна Ривина как-то сказала, что женщины обращаются в полицию в среднем на седьмой раз избиений. На седьмой! После каждого из первых шести надеются, что повторения не будет, и боятся. Ну а кто-то обратиться уже никуда не успевает… Так что пусть еще открываются центры, которые и так открыты уже во многих местах. Для кого-то они станут спасением.

Продолжающий блистать улыбкой Марат Башаров и залинчеванная с ходу Тодоренко — черты портрета нашего ханжеского по сути общества и проекция искаженного сознания на реальность. Это фантастика — спрашивать за слово строже, чем за дело.

amp-next-page separator