Экономика будущего: как сочетать плановую и рыночную стратегии
Рынок строится на основе спроса и предложения: этот базис невозможно создать, если в экономике нет свободы ценообразования и честной конкуренции. Такая свобода подразумевает уход государства из экономики, так как его вмешательство через тарифное регулирование может поставить одних игроков выше других. Честная конкуренция в свою очередь подразумевает защиту прав собственности и верховенство права. По этой причине центральные банки почти во всем мире получили новый статус — юридического лица. Он подразумевает самостоятельность ЦБ в ведении денежно-кредитной политики. То есть создание условий, при которых рынок может функционировать независимо от «большого брата». Функции государства ограничиваются лишь обеспечением порядка на рынке.
Казалось бы, прекрасная идея. Однако на практике все сложнее. Приведу пример. В конце XIX века Российская империя бросила все силы на строительство Транссибирской магистрали. До сих пор это самая длинная железная дорога на планете. Более того, магистраль проходит через сложнейшие климатические и географические зоны, соединяя Европу с Восточной Азией. На этот проект ушла львиная доля всех ресурсов империи, что, как утверждают некоторые историки, могло стать одной из причин революции. Страна, напомню, была капиталистической, но государство вмешалось в рынок для решения стратегических задач как с целью укрепления границ, так и создания экономической базы на поколения вперед.
Вряд ли трубопроводный транспорт новейшей России можно сравнить с Транссибирской магистралью. И тем не менее длина нефтепроводов делает РФ рекордсменом в мировом масштабе. В совокупности с газопроводами Газпрома Россия становится абсолютным лидером в транспортировке углеводородов таким способом. Как железная дорога тогда, так и трубопроводы сейчас создают базу для решения социальных и политических задач, стоящих перед властями. Они делают Россию транспортной и энергетической сверхдержавой, и потому сегодня мы видим масштабное строительство портов и другой инфраструктуры для освоения Севера, позволяющей осуществлять грузоперевозки по Арктике.
Но вернемся к либеральной экономике. Нужно понимать, что существует множество факторов, из-за которых одни регионы конкурентнее других. Например, Россия — очень большое государство: Владивостоку проще закупать товары в Китае или Японии, и наоборот, западная часть РФ лучше интегрирована в европейскую экономику. Это способно разделить страну. К тому же в России очень холодно. Если европейцам нужно топить три месяца в году, то нам — вдвое дольше. Наконец, количество людей в Германии и Франции сопоставимо с российским, но при этом плотность заселения позволяет им построить 2000 километров дороги и соединить 50 миллионов жителей. А нам на Дальнем Востоке такой километраж даст возможность связать только 5 миллионов человек. Именно по этой причине России требуется больше ресурсов для той инфраструктуры, которая позволила бы создать конкурентоспособный и цельный внутренний рынок.
Тут вспоминается опыт СССР. Многие экономисты до сих пор гадают, как Сталин смог поднять за две пятилетки советскую экономику, создать образовательную и медицинскую системы, притом бесплатные. Наверняка это стало возможным благодаря ручному труду миллионов людей, репрессиям и колоссальным человеческим жертвам, что позволило существенно сократить расходы.
В рыночной экономике, как мы знаем, капиталы идут туда, где больше всего прибыли. В России, самой богатой природными ресурсами стране, капиталы будут идти на добычу и экспорт этих ресурсов. Поэтому наша экономика и курс рубля находятся в сильной зависимости от мировых финансовых рынков. Если мировая экономика растет, то и спрос на сырье высокий. Если падает, то наоборот. Эта зависимость обеспечивается еще и свободой движения капитала, так как, по мнению сторонников рыночной экономики, она необходима для поддержания экспортной ориентации экономики.
Движение капитала и конкуренция — основы глобализации, которая сделала для нас доступными заморские товары. Если в России много сырья, а спрос позволяет добывать их в самых сложных местах, то цена будет всегда приемлемой для покупателя. Взамен мы обретаем возможность потреблять товары и услуги из других стран. Именно рыночная экономика сделала нас так называемым сырьевым придатком, потому что здесь нет смысла вкладывать в производство айфонов. Эти же деньги принесут нам прибыль от экспорта углеводородов, и гораздо быстрее.
Тем не менее в России государство вмешивается в рынок. Тут стоит вспомнить еще и прямые зарубежные инвестиции, играющие важнейшую роль в мировой экономике. Это деньги больших транснациональных корпораций, которые направляют их в другие страны, в том числе и в нашу, для извлечения прибыли в интересах владельцев ТНК. Однако в таких странах, как Россия, Индия, Китай, в роли инвесторов выступают сами правительства. Их цель не прибыль, а решение внешнеполитических проблем (вспомним трубопроводы и порты). Что мы имеем в итоге? В России на сегодняшний день крупнейшими отраслями являются топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство и военно-промышленный комплекс. Так решила власть. Многих это пугает, поскольку такой набор больше подходит для длительной и изнурительной войны, а не развития экономики. И тем не менее это наша экономическая реальность.
Теперь давайте разберемся с курсом рубля. Мы не часто задумываемся о том, что же стоит за этими показателями. Если российская экономика будет работать только на внутренний рынок или рынок стран СНГ, то мы будем ездить на «Ладах». Но если хотим ездить на иномарках, то нужно зарабатывать валюту. Экономисты называют это спросом на иностранную ликвидность, доллары и евро, что делает их такими ценными по сравнению с рублем. Но для удовлетворения спроса нужно их получить, экспортируя товары и услуги, а точнее, производить больше, чем нам самим нужно. Последнее в свою очередь требует свободы движения капитала, которая делает нас зависимыми от мировых цен на сырье.
Итак, рыночная экономика в России существует веками. Был и социализм. Однако тенденции в ней всегда были схожими. Дилемма здесь заключается в том, что для обеспечения развитой рыночной экономики власть будет вынуждена вмешиваться в рынок. Всерьез и надолго. Неважно, какова модель управления, задачи всегда стояли одни: сохранить территорию, обеспечить единство населения и рынка, найти место под солнцем в мировой экономике и защитить свои природные богатства. Чтобы люди жили достойно, нужно для начала решить стратегические и социальные проблемы. Но решение этих проблем, как ни крути, будет осуществляться за счет налогоплательщиков. Все по тем же причинам — большая территория, суровый климат, многослойные геополитические проблемы. Это и есть дилемма российского рынка, которая может быть решена только за счет вмешательства властей, что по определению мешает рынку развиться. Многие страны Запада веками строили свое процветание на рабском труде. И Россия не исключение. Но все это в прошлом.
Сегодняшняя главная задача — найти ресурс, способный в новом тысячелетии прийти на смену как экономике рабовладельческого строя, так и экономике нефтяной иглы. Какой путь выберет Россия, покажет кризис. Однако сейчас уже очевидно, что выиграет та страна, которая научится удачно комбинировать плановую и рыночную экономики.