Made in China: подходит ли России китайский путь

В мире
Ставку на «цифру» сейчас делают политики всего мира. Но в Китае, похоже, наиболее успешно. Что дала цифровизация коммунистической партии КНР?

Прежде всего, скорость передачи информации. Сейчас уже нет нужды зачитывать по радио материалы из влиятельной местной газеты «Жэньминь жибао». И нет нужды печатать ее миллионными экземплярами, чтобы доставить в каждую деревню. Политику партии теперь можно разъяснять через интернет — благо смартфон есть практически у каждого. То есть все стало быстрее и дешевле.

Второе, что сделали китайские власти, — взяли под контроль интернет. Сейчас в Китае разрешено потреблять только легальный контент. Да, есть варианты обхода ограничений. Если заплатить определенное количество денег, то можно получить доступ ко всей мировой паутине. Но это незаконно: штрафы составляют тысячи юаней. В общем, людей останавливают как необходимость платить, так и страх наказания.

Плюс китайские власти, контролируя интернет, отсекают от политики оппозицию. Ведь что во всем мире сделала «цифра»? Она резко понизила порог вхождения в политическое пространство. Тебе уже не нужно покупать газетные площади. Не нужно платить за время на телевидении и радио. Достаточно создать свой блог или открыть канал на YouTube и доносить свою политическую позицию оттуда. В России, кстати, оппозиция так и делает. В Китае же это почти невозможно. Во-первых, нежелательный для власти контент просто заблокируют, во-вторых, за тобой, его автором, рано или поздно придут.

Что дала цифровизация коммунистической партии КНР? / Фото: twitter.com/XHNews

Власти Китая, как, впрочем, и многих других стран, умело работают с интернет-аудиторией. Простой пример: создается некий «оппозиционный» сайт, где озвучиваются откровенные глупости. Причем уровень этих глупостей настолько низок, что у аудитории начинает создаваться впечатление о полной несостоятельности вообще любой оппозиции. Формируется представление, что «оппозиционный» — значит неадекватный. А всю достоверную информацию могут дать исключительно государственные источники.

А еще цифровизация серьезно помогла Китаю в деле борьбы с пандемией коронавируса. Там по всей стране стали использовать умную систему QR-кодов. Они, например, позволяют узнать, контактировал ли человек с установленными носителями коронавируса и не бывал ли в последние две недели в особо зараженных зонах. Если вы идете, скажем, в бизнес-центр, то можете даже забыть паспорт, но не мобильный телефон. Им вы должны отсканировать этот самый QR-код. Иначе вас просто не пустят. Система моментально перебрасывает данные в приложение, определяющее, насколько человек опасен или потенциально заразен. Если появились вопросы, к вам отправятся люди в защитных костюмах, чтобы сделать тест.

Что интересно, смартфон работает таким образом, что вся информация с него автоматически «сливается» в общенациональную базу данных. Ваш гаджет уведомляет государство о том, где вы были, с кем общались, вне зависимости от вашего желания. В итоге у властей есть полная информация о вас. Хотите вы того или нет.

Вы спросите — а при чем тут политика? Борьба с коронавирусом сейчас — это политика и есть. Рейтинг лидеров стран, которые справились с пандемией, неизбежно увеличивается — причем как внутри страны, так и на международном уровне. И когда становится ясно, что Китай в борьбе с пандемией не просто устоял, но еще и побеждает и готов помогать другим странам, его авторитет растет.

amp-next-page separator