Депрессия и доносы: как Франция выходит из карантина
Согласно традиционной шкале Гамильтона, используемой с 1950-х годов, по выходе из самоизоляции депрессией страдают 54 процента французов. Причем две трети из них — женщины.
Интересно отметить, что более подверженными депрессии оказываются люди молодого возраста (60 процентов депрессивных среди 25–34-летних) и что их процент заметно уменьшается среди более зрелых представителей человеческой цивилизации. Здесь могли бы быть робкие предположения о закалке опытом, укреплении нервной системы и общего иммунитета вследствие ранее пережитых невзгод, что делает старожилов несомненно устойчивее к уже нагрянувшему кризису и его грядущим последствиям. А еще «здесь могла бы быть ваша реклама»… Но ее не будет, потому что авторы исследования решили интерпретировать полученные результаты в духе времени, согласно особым директивам.
Они изучили страдающих на предмет их лояльности к действующему правительству. Оказалось, что самые депрессивные граждане — те, кто «в состоянии вынести критическое суждение о проводимой президентом общей политике».
Опубликованный вывод прост, как судебный вердикт, и эластичен, как растянутые бретели: «Депрессии не одинаково подвержены представители разных политических течений, но наиболее уязвимы критики действующей системы. Так, например, 55 процентов глубокo депрессивных опрошенных выражают негативное мнение о президенте Макроне против 17 процентов людей, не критикующих правительство и вовсе не испытывающих признаков депрессии».
На этом месте выводы заканчиваются, чтобы никого не обидеть и не впасть в какую-нибудь ползучую дискриминацию. Например, предположив, что люди, живее прочих соображающие, «куда идем мы с Пятачком», то бишь с действующим президентом, понимают в происходящем несколько больше всех прочих оптимистов, депрессий и не нюхавших.
Данное исследование и вовсе прошло бы незамеченным, если бы не один нюанс. В нем ничего не говорится о детях и подростках. А ведь именно среди них возможны негативные последствия на более долгий срок.
Множатся молодые люди, не желающие вообще выходить из дома после окончания самоизоляции, все глубже уходящие в виртуал и все менее реагирующие на окружающую действительность. Все сильнее показывающие признаки общей апатии, равнодушия к близким, отрешения от недавних друзей и безразличия к происходящему. Вы сейчас скажете, что таких и до пандемии было не пересчитать, а я возражу, что добавились новые. И имя им — легион. Причем такими зомби они стали именно во время доселе неизвестного опыта самоизоляции.
Но о подростках и их неведомыx миру кошмарах мы, конечно, узнаем много позже. Зато я могу рассказать вам еще об одном очень любопытном постпандемическом синдроме.
В начале мая министерство национального образования Франции опубликовало серию рекомендаций для подготовки преподавателей к возвращению в классы. Кроме уже известного «общего санитарного протокола» (про мытье рук и соблюдение социальной дистанции), они содержат так называемые советы учителям по зондированию морального духа учащихся. Вся эта инициатива вызвала такой взрыв возмущения в учительской среде, что информация, предназначенная для узкого круга профессионалов, попала в прессу и стала сюжетом громкого репортажа.
Слегка yшибленные самоизоляцией преподаватели, прочитав «советы», вдруг сообразили, что отныне им не столько нужно учить детей, сколько контролировать настроения школьников под крылом «психологической помощи» самого низкого пошиба.
Например, методичка рекомендует педагогам быть очень внимательными, прислушиваться к разговорам учеников и выявлять тех, чьи позиции по отношению к государству покажутся не совсем приемлемыми с точки зрения политкорректности. И если школьник будет замечен в распространении критики или неприятия законов «нового времени» (в связи с COVID-19), то в каждом таком случае «следует напомнить нарушителю незыблемость авторитета государства, оберегающего каждого гражданина, но не вступать с ним (с нарушителем) в дискуссию. Родители будут вызваны на беседу с педагогом в присутствии еще одного свидетеля из преподавательской среды, и о каждой такой ситуации следует поставить в известность школьное руководство».
Иными словами, всему преподавательскому составу мягко, но твердо поставлено на вид: не критикуй государство — здоровее будешь, и другим не позволяй — сигнализируй, куда следует.
На тушение разгоревшегося скандала были срочно брошены профсоюзы учителей, пояснившие прессе, что чуть не ставшая сенсацией методичка всего лишь «советовала» преподавателям напоминать ученикам, что правительство хорошо сделало свою работу во время санитарного кризиса и что стране, выходящей из вирусного огня прямиком в экономическоe «полымя», необходимо единство, которое не должны нарушать отдельные критические личности среди подрастающего поколения. Тe, кто подумал, что ныне не только критические, но и просто личности не нужны вовсе, ошибаются. Ничего антидемократического и антиреспубликанского в этой методичке нет. А вы что подумали?..