В три этапа: как власть поможет людям и бизнесу
Первый этап рассчитан на третий квартал текущего года. Он призван не допустить дальнейшего обрушения экономики и доходов населения, а также стабилизировать ситуацию в наиболее пострадавших сферах. На этом этапе еще продолжат действовать карантинные ограничения. Затем (четвертый квартал 2020 г. — второй квартал 2021 г.) должен начаться восстановительный рост, произойти снижение уровня безработицы, а реальные доходы населения должны восстановиться — не ниже 98 процентов к уровню 2019 года. Активный экономический рост рассчитан на третий–четвертый кварталы 2021 года — на фоне полного открытия экономики, но по-прежнему с соблюдением долгосрочных санитарно-эпидемиологических требований. На конец 2021 года запланирован устойчивый рост реальных денежных доходов населения, снижение безработицы до уровня не более 5 процентов, выход на устойчивый рост ВВП на уровне не менее 2,5 процента в годовом исчислении.
То, что на сегодняшний день известно об антикризисном плане, не вызывает каких-то принципиальных возражений. Правда, на первый взгляд, он выглядит все же чрезмерно оптимистичным. Скажем, в плане не учитывается пока угроза возникновения второй или третьей волн заболевания.
Кроме того, надо увидеть определенные цифры (скажем, поддержки тех или иных отраслей, категорий граждан, бизнеса и т. д.), а также те конкретные меры, которые правительство считает эффективными в плане противодействия кризису. Судя по предварительной информации, в этом плане будут прописаны меры по снижению административной нагрузки на бизнес, упрощению и переводу «в цифру» целого ряда регуляторных мер. Однако о снижении административного давления говорится даже не годами, а уже десятилетиями, но революционных подвижек в этом деле так и не произошло. То же самое касается планируемой пролонгации нынешних налоговых, кредитных и прочих послаблений, которые были введены в апреле — мае. Вопрос в том, насколько эффективно данные меры будут имплементированы. Скажем, по вопросам, которые проводил аппарат бизнес-омбудсмена Бориса Титова, не более трети малых и средних предприятий сумели воспользоваться этими мерами поддержки из тех, кому они были вроде бы положены. Сплошь и рядом банки отказывали в льготных кредитах на поддержание занятости предпринимателям под разными предлогами.
Также принципиально важным является вопрос о размерах помощи экономике со стороны государства за счет бюджета и средств Фонда национального благосостояния. Пока что объявленные два пакета антикризисной помощи едва потянули на 2 процента ВВП (2,1 трлн рублей, и то в основном это отсрочки по налогам и прочим платежам, льготные кредиты, но никак не прямая финансовая помощь). Это более чем скромно, даже скаредно. И намного меньше, чем во время кризиса 2008–2009 годов, когда объемы такой помощи составили до 10 процентов ВВП. Между тем нынешний вызов куда серьезнее. В Италии антикризисный пакет сейчас тянет на 20 процентов ВВП, в Германии — в общей сложности на 37 процентов. В Великобритании, Испании и Франции — от 14 до 16 процентов, в США — пока на 12 процентов, но уже обсуждается новый пакет на 3 трлн долларов.
Президент Владимир Путин уже провел целый ряд совещаний на тему антикризисной поддержки отдельных отраслей. В частности, в ходе совещания по строительной отрасли он поручил очистить СНиПы от излишних регуляторных норм. В ходе совещания по сельскому хозяйству и пищевой промышленности была подчеркнута важность механизма доступного кредитования сельхозпроизводителей. На встрече с представителями авиации было подтверждено намерение выделить на помощь авиакомпаниям 23 млрд рублей прямой помощи.
Однако специфика данного кризиса состоит в том, что сегодня невозможно выделить тех, кто пострадал в наибольшей степени, и только им помогать. Или, наоборот, помогать только тем, кто имеет объективные возможности стать «точкой роста» для всей экономики. Все настолько взаимосвязано, что если начнут тонуть одни, то они потянут за собой других, в том числе самые благополучные компании и банки. В результате мы получим кризис взаимных неплатежей, банкротства, расторжение договоров по длинным цепочкам, рост безработицы и как результат — падение спроса. Сейчас останавливаются даже самые платежеспособные компании. Поэтому вытягивать придется всю экономику сразу, и не может быть никаких точечных мер — только комплексные. Или целый набор мер, затрагивающих десятки миллионов людей и практически все отрасли экономики.
Скажем, отмена НДФЛ для наиболее необеспеченных россиян может подстегнуть потребительский спрос. Среди других подобных мер — расширение адресной помощи самым бедным слоям населения, в том числе в неденежной форме (в виде продуктовых талонов). Или повышение доступности кредитования, за счет снижения ключевой ставки ЦБ в том числе. Как и предоставление целевых льготных кредитов, субсидируемых государством (на поддержание занятости, закупку оборудования и модернизацию производства и т. д.). Для многих отраслей сегодня становятся актуальными такие меры, как налоговое стимулирование, госгарантии, отмена проверок и прочее.
Дождемся появления правительственного плана в подробностях. И тогда еще раз вернемся к этой теме.