Можно ли получить высшее образование дистанционно
Но я была уверена, что, скажем, для журналистики оно абсолютно неприемлемо. Когда же начался карантин, стало понятно, что на удивление и мы можем проводить занятия дистанционно. В этом даже есть плюсы. Прежде всего, студенты не отвлекают друг друга. Каждый сидит дома за компьютером, слушает, не глядя на соседа.
С другой стороны, дома тоже есть отвлекающие факторы, пусть это не сосед по парте, а члены семьи или любимые питомцы. Я понимаю, что достаточное число студентов включали лекции фоном и продолжали заниматься своими делами, и проконтролировать это мы не могли никак. Поэтому, думаю, полностью высшее образование невозможно перевести на дистанционный формат. Скорее, возможна и удобна была бы промежуточная форма, поскольку, например, лекционное занятие студент вполне способен слушать дистанционно в записи: он может ее остановить, отойти и налить себе чаю, включить заново. И в каком-то смысле это более эффективно, чем присутствие в аудитории.
Думаю, тотальный перевод высшего образования на дистанционный формат, если такое случится, на качество знаний не повлияет. Те, кто хочет получить их, получит. Другое дело, что дистант может увеличить разрыв между отличниками и троечниками. Кому-то однозначно не будет хватать контроля преподавателя. Могу сказать по опыту, что отношение студентов к учебе не особо отличается при дистанционной форме. Кто активно реагировал во время занятия в аудитории, те же реагируют на онлайн-занятиях.
Обесценит ли высшее образование дистанционная форма? Скорее, переведет в иной формат, что потребует реформы образования во всех сферах. Мы привыкли, что у нас есть расписание, как в школе. В европейских вузах студент формирует его самостоятельно, выбирая нужные ему предметы, и сдает их в удобное для себя время. Набрав необходимое количество баллов, он получает диплом бакалавра. Заниматься этим можно вплоть до восьми лет, в результате чего немногие студенты доходят до финала.
Но нужна самодисциплина. Человек, получивший высшее образование в Европе, становится уважаемым и зовется доктором. Если мы перейдем на дистанционную форму обучения, то все организационные обязанности лягут на плечи студента. Многие этого не выдержат, но престиж образования может, наоборот, повыситься. Тем не менее существуют творческие специальности, обучение которым дистанционно в принципе тяжело вообразить. Речь не только о журналистике, но и о рисовании, скульптуре, танце, вокале. Это те случаи, когда присутствие преподавателя рядом со студентом необходимо. Нужно смотреть за тем, что он делает, и исправлять ошибки на ходу.