Так говорил Путин
Президент в очередной раз личным примером показал самую верную — и по существу, и с точки зрения морали — позицию государственного деятеля по актуальной теме, вызывающую острые споры в обществе: ни малейшего превосходства, злорадства или тем паче осуждения сторонников иного мнения. Наоборот — подчеркивание общенационального единства всех граждан России вне зависимости от убеждений.
Однако даже более интересным кажется иной аспект его выступления.
Среди грехов, в которых регулярно обвиняют российского лидера его критики — как внешние, так и внутренние, — чаще других звучат обвинения в коварстве, умении заморочить голову сложносочиненными интригами и многозначительными туманными высказываниями.
Откровенно смешно слышать такие выпады с учетом того, что подобное поведение вообще-то является неотъемлемой частью политики как таковой. Но еще более поразительным является то, что Путин как раз отличается склонностью максимально прямо и открыто проговаривать ключевые и самые важные вещи. Просто его искренность и честность зачастую предпочитают игнорировать или толковать как очередную интригу, изыскивая в них подводные камни и скрытые смыслы вместо того, чтобы воспринимать сказанное самым буквальным образом.
В своем новом обращении президент России безо всяких экивоков объяснил, зачем нужны конституционные поправки. Путин заявил, что наша страна все еще находится в стадии становления — и в государственной, и в политической, и в экономической сферах. Он прямо признал, что «мы во многом еще очень уязвимы, у нас многое, как говорят в народе, сделано на живую нитку».
Ничего удивительного, что в свете общемировых процессов с их нарастающей турбулентностью и чередой кризисов нынешняя ситуация выглядит тем более непростой и даже угрожающей.
Чтобы пройти этот рискованный период, не свалиться в очередную крайность или даже катастрофу, укрепить все еще недостаточно прочную систему России, по мнению Путина, нужны две главные вещи — «внутренняя стабильность и время». По существу, это те же самые знаменитые столыпинские «двадцать лет покоя» — вот только обстановка в мире недвусмысленно намекает, что нас вновь намерены лишить этой возможности.
Поправки к Конституции призваны помочь решить эту проблему и укрепить прочность и стабильность российской государственно-политической системы, чтобы страна прошла мировой шторм с минимальными потрясениями.
И об этом президент страны говорит прямо и открыто.
Но, кстати, показатели явки и количество голосов, отданных за поправки, не менее прямо и открыто дают понять, что российское общество само все это прекрасно понимает и согласно со своим национальным лидером.