Отец Сергий: рейдер или страстотерпец

Общество
Вот уже полмесяца длится драма в Среднеуральском женском монастыре, который захватил отец Сергий. На днях его лишили сана, что стало чуть ли не новостью федерального масштаба. Важно ли это нам? И важно ли это самому отцу Сергию — бывшему милиционеру, бывшему заключенному, а ныне создателю фактически секты?

Давайте посмотрим на портрет отца Сергия — седые волосы, седая борода, орлиный нос и орлиный взгляд, в котором, кажется, нет никакого сомнения и замешательства. Это взгляд человека, полного решимости, знающего свои действия наперед, а может быть, и их конечный результат. Седина добавляет к образу штрихи мудрости, глубокие морщины на лбу говорят о тяжелой жизни постоянно что-то вновь и вновь переосмысляющего, обдумывающего человека. Так и хочется сказать: страстотерпец. Вообще личность отца Сергия — загадка. Нельзя до конца ответить на вопрос о том, кто он: сумасшедший экстремист или человек, так сильно любящий власть? Вот только о его вере говорить не стоит. Нужно говорить именно о нем, потому что его паства идет не к Богу, она идет к яркой, неординарной и очень харизматичной личности.

Для любого другого священнослужителя потеря сана означала бы фиаско в карьере и духовный крах, но только не для Сергия. Он уже де-факто не был связан с Русской православной церковью. Схиигумен отлучил ее от себя в тот момент, когда почувствовал силу, набрав войско послушников. Возможно, в душе он всегда презирал клерикализм, но с чего-то нужно было начинать: войти в систему, чтобы от нее потом отделиться и ей противостоять.

Несмотря на то что Сергий уже давно мелькает в новостях как духовник экс-прокурора Крыма Наталии Поклонской, о нем заговорили громче, когда началась пандемия коронавируса. Схиигумен активно противостоял РПЦ и считал, что храмы должны быть открыты. Тогда же я интересовался у одного из депутатов Госдумы, который сам проводит церковные службы, нельзя ли такую выходку считать раскольничеством. Он мне ответил, что это попытка казаться «беленьким и чистеньким» в тот период, когда приходится принимать очень сложные решения. Надо признать, схиигумен оказался очень талантливым пиарщиком.

Давайте посмотрим на портрет отца Сергия... / Фото: Youtube / Всеволод Могучев

Вообще Отец Сергий — приверженец колоссального числа конспирологических идей: он и против чипирования выступает, и против кодов ИНН, и верит в «жидокоммунистов». Виктория Боня в рясе, скажете вы. А быть может, нет? Непоколебимая вера в теории заговоров — черта слабого критического мышления. Но это явно не про Сергия. Скорее, он просто нашел удобную почву для проповедей, выявляя таким образом доверчивых людей.

В своих проповедях он пытается предложения конструировать так, что они на первый взгляд кажутся вполне логичными. «Как может победитель смерти Христос передавать смерть?» — риторически вопрошает схиигумен в одном из видео, посвященных закрытию храмов из-за пандемии. Вроде бы не поспоришь. Хотя достаточно вспомнить судьбу апостолов, почти все из которых не смогли противостоять человеческим соблазнам. Да и требовать чуда в стенах храма противоречит церковным канонам. Недаром в миру говорят: на Бога надейся, да сам не плошай.

Абсурдная демагогия отца Сергия зашла слишком далеко. Настолько, что вслед за новостями пресса рассказала подробности о прошлом схиигумена — в миру бывшего милиционера Николая Романова, который успел отсидеть за смертельное ДТП, воровство государственного имущества и разбой. После колонии он учился в духовной семинарии. На деньги спонсоров построил несколько храмов. Как утверждают СМИ, детей, которые жили при монастыре, он унижал, избивал, разлучал с матерями, морил голодом и лишал свободы. Налицо явные садистские наклонности — персонаж любит доминировать и делать больно.

Возникает один простой вопрос: почему претендент на целый букет уголовных статей с криминальным прошлым разгуливает на свободе и захватывает монастыри? Отсюда вытекает мысль, что до конца измерить теперешнее могущество схиигумена мы не можем. С кем и как он связан, среди каких элитных групп у него существуют поклонники, до конца не известно.

Пока же, объединив вокруг себя ультраправых, Сергий пытается противостоять всему миру — в опалу попали и светская, и духовная власти. В действительности так уж повелось, что на Руси каждый век появляются околоцерковные смутьяны. Так что возникновение феномена свердловского страстотерпца-рейдера не такое уж масштабное событие. Скорее, симптом.

amp-next-page separator