Абрамович вместо Гагарина: о чем мечтает молодежь
Итак, 60 процентов опрошенных в возрасте от 18 до 30 считают целью своей жизни… материальное благополучие. 29 процентов назвали «хороший эмоциональный климат» в семье. 23 процента упомянули в числе приоритетов сохранение здоровья (с регулярным медобследованием), 22 процента называли наличие хобби и времени для досуга, еще 22 процента — достойные жилищные условия и 21 процент — контакты с друзьями.
Пять процентов опрошенных считают важным родить и воспитать одного ребенка. Столько же молодежи выразили надежду на то, что получат высшее образование, а также сохранят одного постоянного партнера на всю жизнь. Господи, какая тоска…
Я еще застал времена, когда человечество мечтало. Мои соседи, например, сорвались строить БАМ — уехали всей семьей. Я в детстве хотел стать летчиком, а двое моих друзей — космонавтами. Позднее, в юности, мы жаждали интересной судьбы. И многие даже ее получили, пройдя через тюрьмы, войны, эмиграцию. Кто хотел сытости — получил сытость. А вместе с ней и депрессию. Звоню на днях однокласснику, поздравляю с юбилеем. Что делаешь, спрашиваю. Пью. Понимаешь, говорит, все есть — квартира, джип, денежная работа. А счастья нет. На жену (они 27 лет вместе) уже смотреть не могу — это к вопросу об одном партнере на всю жизнь. Чего хочешь? Уехать. Куда? Куда угодно. Ведь вы этого хотите, молодежь? Будет. Искать хорошего психотерапевта можете начинать уже сейчас.
Когда-то нашим идеалом был Юрий Гагарин — улыбающийся парень, полетевший к звездам. Сейчас идеал — Роман Абрамович: Лондон, яхты, футбольные клубы… Но взгляните на Романа Аркадьевича внимательнее. Что-то не похож он на счастливого человека. На лице — скука, в глазах — меланхолия. Весь мир к его услугам, а где радость-то?
В России 1920-х были молодые «комиссары в пыльных шлемах», и 16-летние могли командовать полком. В Штатах в 1950-х выросло поколение битников, а позднее — «дети цветов», хиппи, отрицавшие буржуазные ценности отцов. В Великобритании в 1970-е бесновались панки, а в нашей стране в 1990-е — молодые бандиты. Кто остался жив — перебесились, остепенились, но им хотя бы есть что вспомнить. А что вспомните вы, уже в 20 лет мечтающие стать овощем на грядке?
Очень долго, уже почти треть века, мы живем без национальной идеи. Точнее, она есть, но какая-то убогая, — повышение уровня жизни! На этом убожестве уже выросла пара поколений, мечтающих о дешевой ипотеке. Бедняги, мне вас жалко. Вряд ли в вашей жизни случится хоть что-то яркое.
Эй, молодежь, ау! Послушайте старика, пока не поздно! Живите так, чтобы вам было что вспомнить.