Януш Корчак — человек, взошедший на Голгофу

Общество
Сегодня памятная дата — 22 июля 1878 года родился Януш Корчак. Врач, прошедший три войны. Педагог, идеи которого (право ребенка на уважение, недопустимость физического и психического насилия над ним) прочно утвердились в современном мире. Писатель, автор нескольких десятков книг, добровольно взошедший на Голгофу.

Януш Корчак — поляк из ассимилированной еврейской семьи, но и нам не чужой: родился в Российской империи, служил в русской армии, в качестве врача участвовал в Русско-японской и Первой мировой войнах. Только, говоря о Корчаке, поневоле не с начала начинаешь, а с конца. С 7 августа 1942 года.

В тот день в лагере смерти Треблинка шли в газовую камеру двести детей — весь дом сирот из Варшавского гетто. Януш Корчак, основатель и директор приюта, мог остаться в Варшаве: это право выхлопотал для него юденрат (орган самоуправления гетто). Да и среди нееврейского населения у педагога были друзья, обещавшие его спрятать. Последним, как рассказывают, помощь предложил офицер СС, который в детстве читал повесть Корчака «Король Матиуш Первый». Но спасти могли только самого Януша, дети были обречены.

И он отказался. «Я уже знаю, что должен умереть, — записал он в своем дневнике незадолго до смерти. — И что дальше? Ведь не умирают же больше одного раза?» Вместе со своими воспитанниками, отвергнутыми этим безумным и равнодушным к страданиям миром, Корчак отправился на казнь. Шел первым, чтобы дети меньше боялись. Двоих самых маленьких нес на руках. Отвлекая внимание, рассказывал им сказку... Не все детали последних дней жизни врача имеют подтверждение. Что-то, возможно, просто легенда. Из тех легенд, что слагают о святых.

Памятник «Януш Корчак с детьми» установлен в 1978 году на территории Яд ва-Шем в Иерусалиме / Фото: flickr.com / Dennis Jarvis

Своих детей у него не было — отец сошел с ума, и Януш так и не завел семью. Боялся, что дети могут унаследовать душевную болезнь. Педагогика стала единственным смыслом его жизни. В 1911 году он основал в Варшаве приют для сирот из еврейских семей. Было непросто, Корчак писал: «У меня такое впечатление, что сюда присылают отбросы — как детей, так и персонала из родственных учреждений». Но дом сирот проработал на улице Крохмальной почти тридцать лет, до тех пор, пока оккупировавшие Польшу нацисты не перевели детей в гетто. Даже там, понимая, к чему все идет, старый и уже очень больной педагог искал деньги на еду воспитанникам, делал все, чтобы они жили привычной жизнью.

Конечно, добровольное восхождение на Голгофу озарило страницы его книг — их невозможно воспринимать просто как текст. Это тот самый случай, когда поступок неизмеримо важнее слов. Но если все же попытаться отвлечься от судьбы автора, то видишь: это умная, тонкая и вполне современная педагогика. Ну разве не актуален такой совет: «Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты, или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой».

Грубейшей ошибкой Януш считал представление, что педагогика — это наука о ребенке, а не о человеке. А вот его слова просто о жизни: «Я существую не для того, чтобы меня любили и мной восхищались, а чтобы самому действовать и любить». Корчак не был религиозен, не принадлежал ни к одной конфессии. Он верил в действенную, энергичную любовь к ребенку, которой посвятил не только свою жизнь, но и смерть. Мудрый учитель и решительный человек. Святой Януш Корчак.

amp-next-page separator