Достоевский о протестах в Америке: «А я предупреждал!»

Общество
Времена всегда одинаковые. Перечитывая дневники Достоевского, я в очередной раз убедилась, насколько точен был великий писатель. И представила себе, о чем он говорил бы в сотнях интервью, живи Федор Михайлович в ХХI веке. Да все о том же! О кризисе либеральной идеи, о закоулках человеческой души и о борьбе с несправедливостью.

— Федор Михайлович, в США после убийства афроамериканца Джорджа Флойда творится что-то странное. Вам как великому критику либерализма, наверное, хочется сказать: «А я предупреждал!»

— Происходящее сейчас в Америке нисколько не удивляет меня. Поклонение одним ложным правилам сменяется на поклонение другим. Сначала воспевали идола частной собственности, теперь — идола «всеобщих свобод». Вот и получилось безобразие. Задушили гражданина ради «порядка» и тотчас получили бунт сторонников другого «порядка» — более нового, но совсем не более совершенного. Потому что опираются оба они на животную, низкую природу человека, забывшего Бога в себе. У меня говорится об этом в одном романе, который я не успел довести до конца... Однако вот что любопытно: когда-то я писал о русском либерале, что он, вместо того чтобы стать свободным, связал себя своим либерализмом, как веревками, и теперь шагу не может ступить и другим не дает.

— Но у нас тоже Бога не всегда помнят, однако ничего подобного не происходит. Иногда провокаторы пытаются устроить беспорядки, но нормальные люди городские улицы не громят, драки и погромы не устраивают.

Перечитывая дневники Достоевского, я в очередной раз убедилась, насколько точен был великий писатель / Фото: Wikipedia / Общественное достояние

— В «Дневнике писателя» говорил я, что народ наш груб и невежествен. А позднее уточнил: в русском человеке из простонародья нужно уметь отличать красоту его от наносного варварства. Вы понимаете, даже в том грубом, развращенном, измученном народе моего века сквозь всю непроходимую грязь можно было разглядеть бриллианты. А сегодня даже и слово-то такое вышло из употребления — простонародье! Спасибо, конечно, большевикам за всеобщее среднее образование. Но и сегодня это явление (как вы говорите?) — «информационное общество» — определенно имеет положительное влияние на народ. Хотя бы потому, что он может воочию наблюдать отрицательные примеры и ужасаться и своей, и чужой мерзости.

— То есть вы нисколько не разочаровались в «русской идее»?

— Полтора века прошло с тех пор, как я высказал идею, взятую на вооружение русскими философами. И я не оставляю мысли, что мы укажем путь другим народам Европы. Хотя сегодня в зените интеллигентных сил России — люди, которым кажется, что они знают о жизни и нуждах народа лучше, чем сам народ. Опасное заблуждение.

amp-next-page separator