Альфонс по обстоятельствам

Общество
Все устали от коронавируса. Если бы у него был индекс цитирования, то позавидовала бы даже чума. И вновь он на повестке дня: теперь все спорят о том, а не начнется ли вторая волна? Но пока пандемия в России взяла тайм-аут, нужно успеть подумать о себе. И вот почему.

Эпоха самоизоляции, продлившаяся несколько месяцев, подарила нам много замечательных уроков и научила ценить собственную жизнь, относиться даже к мелочам с любовью и восторгом. А кто-то решил все кардинально изменить, как, например, мой друг Иван (его имя я, конечно, изменил). Но перед тем, как он осознал необходимость перемен, ему пришлось пройти долгий путь самоунижений.

Ваня работал в конторе, которая подавала надежды уже около 20 лет. Каждый новый год директор собирал коллектив и говорил, какие радужные перспективы ждут компанию: и новые крупные клиенты интересуются предложениями, и даже госзаказы могут быть, и скоро в новый офис переедем, в конце-то концов! Он будет светлый, с большими окнами и обязательно на Тверской. Вот только одного руководство не обещало ни Ивану, ни остальному коллективу — белую зарплату.

Когда мой друг устраивался на работу, он рассуждал так: «Ну и что, что в конверте, зато работа какая интересная, да и платят вроде бы чуть выше рынка, где я такое предложение сейчас найду?» Со спокойной душой он несколько лет назад расстался с прежней руководящей должностью в такой же 20 лет подающей надежды конторе, где, правда, все было «по-белому». Нравилось ему на новом месте, думать он не думал, что все так выйдет.

А в итоге накрыл Ивана и весь многострадальный коллектив перспективной компании 2020 год. В марте Ваня самоизолировался с первой попавшейся подругой-блондинкой, все было хорошо ровно 15 дней. В середине месяца деньги закончились, а заветный конверт с пачкой пятитысячных так и не появился. Сидел Иван на балконе, выкуривал сигарету за сигаретой, звонил в офис и на мобильные номера непосредственным и посредственным руководителям. Ему отвечали:

— Ваня, ну ты сам понимаешь, сложные времена, все возместим потом. Сейчас давай не будем, у нас тоже проблемы, Ваня.

В этот же момент ему приходили сообщения от коллег, которые писали, что их попросили уволиться по собственному желанию. Шли дни, даже случайно найденные в зимней куртке деньги уже были потрачены. Спасала подруга-блондинка. Она не только согревала тело Вани холодными самоизоляционными ночами, но и подкармливала его за свой счет: бегала в маске в магазин, покупала на свою небольшую зарплату курочку, картошку, макароны, морковь. Варила суп. А Ваня ходил и невольно давил на жалость:

— Мне раньше столько платили, а сейчас что делать?!

Ваню спасала подруга-блондинка / Фото: pixabay.com

Потом блондинка начала покупать Ване не только сигареты и спиртное, но еще и оплачивала коммуналку и корм коту. Она мыла пол в холостяцкой «однушке», стирала вещи. А еще между дел работала удаленно. Ване было стыдно, но иного пути он не видел: прежнюю работу мой друг с любовью выполнял бесплатно, бросить все и пойти «курьерить» (как это сделали многие из тех его коллег, кто потерял работу) ему не позволял снобизм. А статус «альфонса по обстоятельствам» вроде как можно было пережить.

Конечно, эти милые отношения напоминали машину, которая на полном ходу неслась к пропасти. «Однушка» превратилась в камеру пыток, где Ваня с каждым днем терял мужские качества и только распускал нюни, а блондинка его утешала и, не щадя себя, трудилась.

Как только наступила «оттепель» и отменили пропуска, боевая подруга упорхнула в родные края. Конверты по-прежнему не приходили. И тут Иван, будучи человеком хоть и перспективным, как его прежние конторы, но весьма инертным, начал, что называется, «решать вопросы». Закинул резюме на все подходящие вакансии, позвонил друзьям, и что-то вроде бы нашлось. И рынок, оказалось, уцелел, и платить ему готовы не в конвертах, а белую зарплату. Вопрос о зачислении в штат решился за неделю. Теперь Ваня весь в работе и больше никому не жалуется. Живет один и вспоминает самоизоляцию как страшный сон. Иногда подумывает позвонить блондинке и пригласить ее на свидание в какой-нибудь из вновь открывшихся ресторанов.

Из этой истории можно сделать сразу несколько выводов. Во-первых, будьте готовы к «черным лебедям» — пандемиям, карантинам и прочим неожиданностям. Во-вторых, отдавайте себе отчет в том, что живете на авось (в Ванином случае это «серая» зарплата). Можно долго спорить о том, кто виноват в ситуации — компания или работник. В действительности виноваты оба: и работодатель, который нарушил закон, и Ваня, который работодателя в этом деле поддержал. В-третьих, берегите блондинок. Будь мой друг чуточку рассудительнее, возможно, не стал бы он вынужденным альфонсом и «притерлось» бы все с боевой подругой.

Ну и в-четвертых, эта история нас учит тому, что нужно не бояться принимать важные решения. Если в 18 лет перевернуть свою жизнь кажется ерундой, то в 30 лет уже многим отчего-то хочется комфорта. Но на пути к нему надо осознавать: иногда меньший риск несут серьезные и волевые решения, чем бездействие и полное согласие с существующим порядком вещей.

amp-next-page separator