Аккуратнее с машиной времени
Они, наверное, собираются в кружки, тайно читают, может быть, что-то обсуждают. Обо всем этом даже неоткуда узнать: новости сегодня — все больше о так называемых звездах. Но что-то ведь действительно происходит, что-то меняется неотвратимо, и всполохи нового мы видим, не всегда их идентифицируя. Оттого и путаница. Помочь разобраться поможет художественная литература. А точнее, великий и, увы, подзабытый роман «Машина времени» Герберта Уэллса. Открываешь — и в дрожь бросает.
Путешественник во времени попадает в далекое будущее, а там человечество разделено на морлоков, обитающих в глубинах, и элоев, живущих на поверхности. Первые — косматые твари, которые используют старые механизмы, не понимая их сути, вторые — сущие дети, легкие, радостные, ранимые. Морлоки едят элоев, позволяя тем ничего не делать и ни о чем не думать, а просто, как принято говорить уже сегодня, ощущать полноту жизни.
Одни отвратительны, вторые беспомощны, третьего не дано — предсказания Уэллса оказались весьма точными. В США типичные морлоки сносят памятники: эти обиженные черные в принципе не способны понять, кто такие отцы-основатели, что такое цивилизация, как связать огромную страну железными дорогами. Потомки угнетенных рабов вполне уверены, что государство просто должно раздать им денег. Всем. Пожрать чтобы. Все же просто, да? Что такое экономика, им знать уже не нужно.
А в России наступает эра элоев. Все мы стали очень нежные. Какая-то телеведущая что-то не то сказала о насилии — ох, что началось! Одни барышни попадали в обморок. Другие, покрепче, высказали такое гневное «фи», что вонь стояла еще месяц.
Дальше — больше. На известной радиостанции не так давно запустили передачу, где девушки-ведущие обсуждают с гостями разные «тонкие темы». Например, приставания в высших учебных заведениях. Приглашенная дама-психолог комментирует:
— О ужас, она же ребенок!
Героиня уже вообще-то в ВУЗе учится, но никто даже глазом не моргнул: конечно, ребенок! Элои — они вообще вечные дети. Ничего не соображают, только чувствуют.
Знаете, зачем быть книгочеем? Чтобы не удивляться уже ничему. Только лишь с печалью наблюдать.