Может ли повториться дефолт

Экономика
17 августа 1998 года Россия объявила дефолт по государственным краткосрочным облигациям (ГКО). В стране начался самый страшный кризис за всю постсоветскую историю.

Извлекли ли власть и население уроки из той драмы, и может ли она повториться? Механизм краха был запущен самими российскими финансовыми властями. Поскольку правительство постоянно нуждалось в деньгах, а налоговых источников для пополнения казны не хватало, то в мае 1993 года было решено выпускать государственные краткосрочные облигации — на сроки в 3, 6 и 12 месяцев. ГКО продавались по цене ниже номинала, а потом выкупались по номиналу.

Инвесторы, в основном банки, позарились на легкую и жирную прибыль. Собственно, это была пирамида, только не от Мавроди, а государственная. Средств для выплаты долга в казне скоро не стало. Страна жила не по средствам, зарабатывая слишком мало и плохо собирая налоги. В парламенте тогда большинство было у коммунистов и ЛДПР, они не давали урезать бюджетные расходы, зато принимали много популистских законов. Налоговая система фактически была в руинах.

Уже к середине 1997 года обслуживался только процент по долгу. Примерно тогда же начался азиатский финансовый кризис, иностранные инвесторы (которых было среди покупателей ГКО очень много) стали переводить деньги в более надежные активы, чем развивающиеся рынки. Добило казну падение цен на нефть в конце того же года.

17 августа 1998 года Россия объявила дефолт по государственным краткосрочным облигациям (ГКО) / Фото: Скриншот видео на Youtube-канале «RVISION: Общественно-политический канал»

Возможно, эффект от дефолта был бы мягче или же он был бы отсрочен, если бы в стране в то время был плавающий курс рубля, как теперь. Однако он был фактически фиксированный, на его поддержание ЦБ тратил на фоне падения нефтяных цен последние ресурсы. При этом банкиры занимали на внешнем рынке доллары под сравнительно небольшой процент и давали в долг правительству в рублях (под 17, а потом и под 30 процентов), затем конвертируя прибыль в валюту по тому же фиксированному курсу. ЦБ в отчаянии повысил весной 1998 года ключевую ставку до 50 процентов годовых, а затем — до 150 процентов годовых. Однако рублевые займы уже практически никто не покупал.

Главными выученными уроками дефолта стали гораздо более жесткая финансовая дисциплина, выплата госдолга и последовательная борьба с инфляцией. Нынешние ОФЗ (с годовой доходностью менее 10 процентов) имеют мало общего с ГКО. Они, во-первых, эмитируются на фоне плавающего курса рубля; во-вторых, в условиях макроэкономической стабильности; в-третьих, отлаженной налоговой системы, дающей стабильные и высокие поступления в бюджет; в-четвертых, в условиях гораздо более жесткой политики ЦБ в отношении банковской системы и вообще финансовой отчетности. И хотя многие сейчас критикуют столь консервативную денежную политику (призывая к «доступным кредитам»), надо учитывать, что она — следствие того шока, который испытала страна в августе 1998 года и который в конечном счете привел к уходу Ельцина в отставку.

amp-next-page separator