Пусть дети играют в Холокост

Общество
В интернете новый скандал: подростки записывают ролики в TikTok, где эмоционально рассказывают придуманные истории от первого лица об ужасах Холокоста.

Среди сотен коротких роликов про котиков, переодевания и лайфхаки в соцсетях теперь можно наткнуться на совсем невеселое видео. Круглое румяное лицо девушки закрашено серыми тенями, по щеке ползет слеза, а подпись гласит: «Все началось в 1930-х, когда маму и меня забрали в концентрационный лагерь. Ее отправили в газовую камеру, а меня избили и оставили на холоде, где я умерла. Все потому, что я еврейка».

В комментариях, конечно, критика: мол, какое право вы имеете устраивать маскарад, паразитируя на такой теме?! Миллионы людей умерли мучительной смертью, а вы тут упражняетесь в мейкапе! Подобные ролики критики затеи называют издевательством и попыткой хайпа. Но не все так просто.

Каждый из нас в детстве играл в войнушку. Хотелось «пощупать» смерть, победить врага или быть спасенным. Поколению 30-летних повезло: мы успели услышать из первых уст рассказы про Великую войну. Кто-то охотнее говорил, кто-то молчал. Например, мы с бабушкой регулярно навещали прадеда Ваню. Дед и дед: седой, строгий, скрюченный, в меру пьет, кряхтит и вздыхает. В семь лет я не особо задумывалась, почему он встречает нас у подъезда со словами о скорой смерти и постоянно перебирает документы. А потом бабушка рассказала мне, что он четыре раза сбегал из немецкого концлагеря, и каждый раз его возвращали с овчарками. Как выжил — неизвестно, но душевное здоровье так и не восстановил.

Есть темы, за счет которых не стоит накручивать себе популярность / Фото: www.instagram.com/dima_dewolf

В 2010 году я была на экскурсии в Освенциме. Запомнились небольшие группы еврейских школьников, очень пожилые люди, туристы — много народу, но вели себя все очень тихо. Наша экскурсовод говорила почти шепотом в специальный микрофон, и мы шли той же дорогой, что и сотни тысяч заключенных, напряженно вслушиваясь в ее рассказ. До сих пор это самое сильное впечатление в моей жизни. Одно дело увидеть фильмы и документальную съемку, и совсем другое — столкнуться лицом к лицу с бытом заключенных и за сухим отчетом и описью вещей увидеть сотни тысяч погибших. В чемоданах, обуви, волосах, которыми набивали матрасы.

У нашего поколения остались в памяти рассказы старших родственников, фотографии, письма. Как тщательно передается память о жертвах Холокоста у евреев, даже говорить излишне. А у нынешних англоговорящих завсегдатаев TikTok ничего этого нет. Документальные фильмы им не интересны, потому что они черно-белые, родных, которые бы передали им рассказы из первых уст, почти не осталось. Вот и приходится приобщаться к истории самостоятельно в доступном формате. Нам кажется затея дикой, но для них это едва ли не единственный доступный способ испытать эмоции, связанные с одним из самых страшных периодов истории ХХ века.

Подобные ролики с картинными синяками и ожогами действительно могут оскорбить тех, кто пережил ужас концлагерей. Но те не сидят в TikTok. А участники флешмоба и так уже получили сотни критических комментариев и поняли, что есть темы, за счет которых не стоит накручивать себе популярность. Но чувство сопричастности и сопереживания, пусть даже они выражаются таким образом, позволит сохранить в памяти ужасы Второй мировой, фашистских концлагерей и страха. Это единственный способ не допустить новой войны.

amp-next-page separator