Не хочу ломать характер
Например, святитель Иоанн Златоуст призывал: «Станем искать Царствия Божия, тогда и детей увидим везде почтенными, и сами прославимся с ними». В другом месте святитель говорил, что родители «будут наказаны не только за свои грехи, но и за влияние на детей». Но что угодники Божии подразумевали под правильным воспитанием? Как можно отличить истинную родительскую любовь от ложной заботы?
Было это несколько лет назад. Девочка училась в начальной школе. Мама ее не работала. Все время, пока дочь была на уроках, мать находилась дома, не рискуя выйти даже в магазин. Проблема состояла вовсе не в том, что женщина имела слабое здоровье или рассчитывала только на помощь мужа. Она любила свою профессию, хотела бы в ней развиваться, если бы не дочь. Вернее, особенности ее характера.
Девочка не желала признавать школьные правила. Например, если что-то ей не нравилось, уходила из класса. Учитель смог бы удержать ее только силой, а это запрещено. Слов она будто не слышала. Девочка звонила маме, жаловалась, требовала, чтобы за ней пришли. По этой причине мать и была всегда дома.
Она жалела ребенка и говорила: «К ней не могут найти подход!» На осторожные расспросы друзей, почему женщина не требует от дочери, чтобы та соблюдала общешкольные правила, та говорила: «Не хочу ломать характер ребенка». Кто-то из знакомых поинтересовался, нет ли у девочки проблем со здоровьем, но никаких медицинских проблем не было.
Девочка подрастала. Уверенность, что ей можно то, что обычно нельзя другим, росла вместе с ней. Во всех ее бедах и проблемах виноваты были близкие и знакомые, а обвинять их она не стеснялась. Об окружающих совсем не думала, например, могла ногой пнуть тяжелую дверь подъезда. Окажись с другой стороны человек, она бы его покалечила, но ее это не волновало. Радовал ли маму характер дочери? Вряд ли. Теперь с ней, взрослой, было невозможно найти общий язык.
Другая женщина тоже тратила много времени на перепалки с дочерью школьного возраста. Девочка была упряма и из тех, о ком говорят: «Ей слово — она десять в ответ». Например, настояв на своем, она уходила на занятия не в форме. В школе это создавало дополнительные проблемы: допускать ребенка к урокам или отправлять домой? Поскольку в учебное время за здоровье девочки несли ответственность, то чаще всего разрешали ей пройти в класс. Тогда возмущались уже другие ученики, спрашивали, почему все обязаны ходить в форме, а кто-то не обращает внимания на эти требования и все сходит с рук? Однажды мама призналась, будь она настойчивее и строже, могла бы добиться от дочери большего послушания, но когда девочка была маленькой, то считала, что не стоит влиять на ее характер.
Такие примеры нередко встречаются в повседневной жизни. Думаю, многие удивлялись, что какому-то ребенку в детском коллективе позволяют больше, чем другим. Возникает вопрос, а в характере ли дело? То, о чем говорят родители, есть ростки страсти, которые они вовремя должны помочь искоренить, не позволить им развиться в ребенке.
Святые отцы говорят, что страсти — это «все извращающая болезнь» (святитель Иоанн Златоуст), «нечто придаточное, и в них виновна сама душа» (преподобный Исаак Сирин) и даже «суть души демонов» (преподобный Нил Синайский). Страсти искажают в человеке естественные потребности, правильные движения души. Например, у человека есть свойство гневаться, но правильное его использование будет, если мы будем проявлять его для борьбы с врагом рода человеческого, для сопротивления греху, а человек чаще употребляет его против ближнего и этим нарушает заповедь (Мк. 12:31). Существует естественная потребность в отдыхе и пище, а страсть искажает их до состояния объедения и лени.
Перед родителями стоит высокая задача с детства привить душе ребенка добрые качества, а греховные искоренить. По этой причине супружеские пары, воспитавшие праведных детей: святые праведные Иоаким и Анна, Захарий и Елисавета, Кирилл и Мария, Сергий и Варвара Свирские и многие другие — удостоились Царства Небесного за этот подвиг.
Согласитесь, формулировка «не хочу ломать характер» может быть использована человеком любого возраста. Мужчина взял на себя ответственность за организацию и проведение мероприятия. Он предлагал идеи, уверял, что уже придумал, как все сделать, кого пригласить, а в последний момент выяснилось — ничего не готово. Пришлось в спешке придумывать программу. Вместо того чтобы извиниться, этот человек назвал себя творческой натурой. Он сказал, что не способен заниматься рутинными делами, и добавил: «Такой у меня характер, не ломать же мне себя!»
Другой человек все время опаздывал. Люди раз за разом были вынуждены его ждать, терять много времени. На все упреки он отвечал: «Вот такой я. Что мне теперь, переделывать себя? У всех есть свои недостатки».
Порой человек ссылается на свой преклонный возраст как на причину, по которой менять в себе ничего не будет. Дети подарили пожилому отцу плодовый кустарник особого сорта: его нельзя было обрезать. Мужчина, привыкший уделять саду и огороду много времени, упрямо обрезал кустарник. Каждый раз, когда приходило время собирать урожай, жаловался: «Что вы мне подарили? Где же ягоды?» Дети пытались тактично напомнить, что для этого нужен другой уход. Старик сердился и настаивал на своем: «Всю жизнь делал так, как считаю правильным! Теперь на старости лет вы меня учить будете? Поздно мне меняться, характер ломать», — и вновь оставался без ягод.
Во всех приведенных примерах словосочетание «ломать характер» — слова, за которыми скрывается нежелание бороться с недостатками, думать о последствиях собственных поступков или же обманчивое чувство жалости к ребенку, способное испортить ему дальнейшую жизнь. По сути, это отказ сопротивляться действию страстей. Если взрослый человек отвечает за свои поступки, то на родителях лежит ответственность и за душу ребенка, ведь, как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Дети — не случайное приобретение, мы отвечаем за их спасение».
Борьба с недостатками важна для каждого человека. Без этого легко поверить во вседозволенность, а чем больше человек потворствует своим слабостям, греховным привычкам, порокам, тем сильнее они разрастаются.