Очередной запрет в ПДД снят
Новая разметка уже нанесена в тоннелях Ярославского шоссе, в Дорогомиловском тоннеле на Кутузовском проспекте, а в течение осени, по мере обновления разметки, перестроение будет разрешено и в ряде других тоннелей города. Нововведение инициировали совместно городской Центр обеспечения дорожного движения и общественники из независимого экспертного центра.
Тотальный запрет на перестроения из полосы в полосу в тоннелях был закреплен в Правилах дорожного движения с середины ХХ века — эпохи, когда большинство тоннелей имели не более одной полосы движения в каждую сторону. Не всегда имелись в тоннелях отбойники и иные разделительные элементы, а освещение, если и присутствовало, было настолько неэффективным, что требовало адаптации глаз водителя в течение одной–двух минут. В подобных обстоятельствах вполне разумным шагом было запретить какие-либо маневры в тоннелях вообще, так как это было сопряжено с повышенным риском дорожно-транспортного происшествия. В замкнутом пространстве, лишенном обочин, последствия каждого ДТП могут стать катастрофическими.
В наши дни большинство эксплуатируемых в Москве тоннелей имеют совершенно другой уровень оборудования. Как правило, они многополосные, строятся без сужения полос движения, а освещенность их достаточно высока.
Более того, значительная часть современных сооружений этого типа имеет открытый свод, дающий тоннелю естественное освещение. Так что даже солнечным днем водители не рискуют временно «ослепнуть» при въезде в тоннель. В этих условиях перестроение во многих тоннелях достаточно безопасно — и нет причин запрещать маневрирование, тем более что многие транспортные развязки предусматривают повороты внутри тоннелей или сразу по выезде из них.
Тем не менее призываю водителей внимательнее смотреть на разметку — перестроения разрешены в некоторых, но не во всех городских тоннелях. Решение о том, можно ли разрешать маневры в том или ином подземном сооружении, выносится экспертами-транспортниками на основании изучения автомобильного потока с учетом особенностей сооружения. К примеру, тоннели большой протяженности, глубокого заложения, суженные по отношению к открытым участкам дорог, имеют объективно худший уровень транспортной безопасности, чем сооружения, выполненные открытым способом, более короткие и многополосные. А значит, в таких тоннелях оправдано сохранение старых нормативов, разработанных именно для узких и недостаточно освещенных участков дорожного полотна.