Белоруссия на грани гражданской войны
«Мы предупреждали: спрятаться под балаклавами не получится. Лукашенко, Караев, Шейман и кровавые генералы превращают силовые органы в анонимные бандформирования, прямо приказывают им действовать за рамками закона, творить беспредел. Война объявлена мирным гражданам Беларуси. Народ непременно найдет способ, как от преступников защищаться», — говорится в сообщении канала.
Nexta призывает силовиков увольняться из органов. Причем тех, кто уже уволился, авторы канала просят скинуть в телеграм-бот справки о прохождении службы, чтобы их имена были исключены из готовящейся к публикации базы данных.
По сути, это шантаж: или вы увольняетесь, или мы публикуем персональные сведения о вас, а значит, к вам могут прийти мстители. С одной стороны, понять протестующих можно. Белорусские силовики действительно за время, прошедшее с президентских выборов, во многом себя дискредитировали. Были и незаконные задержания, и избиения на улицах, и пытки в СИЗО. Это признал даже сам президент Лукашенко, попросив граждан… простить силовиков.
— Не громите этих людей, это ваши люди. Даже если они где-то ошиблись, простите их. Что вы будете делать, если начнется бандитизм на улице? — сказал он.
Ну-ну… Александр Григорьевич, на мой скромный взгляд, привычно лукавит. Силовики — люди подневольные. Какой приказ им дают, такой они и выполняют. Они не «ошиблись», они делали ровно то, что им сказали. Кто отдал приказ жестко гасить протест, догадаться нетрудно.
С другой стороны, если на силовиков начнут нападать, Белоруссию ждет настоящая гражданская война. В России что-то похожее уже замутить пытались, припоминаете? Десять лет назад на Дальнем Востоке возник феномен «приморских партизан». Они нападали на силовиков, обстреливали машины ДПС, жгли отделения полиции. В течение нескольких месяцев их уничтожили или посадили, но в Белоруссии, где обстановка куда более накаленная, чем в мирном Приморье, сценарий может быть другим.
Столкновения «силовики — протестующие» рискуют перейти в личную плоскость. Представьте: мстители после публикации базы данных подкараулят и убьют какого-нибудь омоновца. Нет никакой гарантии, что другой омоновец, желая оградить от нападения уже себя, не начнет стрелять в протестующих боевыми патронами. Не обязательно публично, можно и тайком. Ведь у силовиков тоже есть сведения о тех, кто регулярно выходит на шествия...
Обе стороны — и Лукашенко, и протестующие — просто обязаны начать диалог. Потому что еще немного — и стартует игра на уничтожение. Если, как на киевском Майдане, обильно польется кровь, в Белоруссии может повториться украинский сценарий.