В борьбе с хейтингом все средства хороши
Повседневной историей стала сетевая травля. Нетерпимость иногда граничит с дикостью. Человека готовы унизить за все что угодно: лишний вес, образ жизни, работу, мнение. Доходит до угроз, как, например, это недавно было с девушкой, станцевавшей на камеру в образе католической монашки. Кто-то, наоборот, переходит в активное наступление на хейтеров. Слышали? Певица Любовь Успенская наняла специально обученных людей, чья задача — строчить официальные жалобы на обидчиков.
Теперь проблемой буллинга и хейта всерьез заинтересовались в Совете по правам человека: в России скоро может появиться «цифровой кодекс», обеспечивающий защиту граждан в интернете. Как сообщили в СПЧ, в группу, разрабатывающую документ, войдут в том числе хакеры, которые, видимо, из преступников превратятся в «санитаров леса».
Конечно, на фоне многочисленных историй с травлей кажется, что наше законодательство не идеально и новый кодекс действительно нужен. Но если посмотреть на проблему с другой стороны, то будет ясно: и в Административном, и в Уголовном кодексе достаточно статей, распространяющихся в том числе и на Сеть. Например, наказание за оскорбление чести и достоинства.
Пожалуй, нам не хватает представлений о цифровой гигиене. А именно — осознания, что, публикуя тот или иной контент, мы можем всерьез навредить другому человеку. Да, возможно, это морализаторский тон, но ведь во всех школах и институтах людей учат правовым азам, применимым в жизни. Интернет же многими воспринимается как анонимное пространство или виртуальная реальность, где все понарошку. Под выдуманным именем можно написать что угодно!
Много раз замечал: самые активные пользователи Сети, которые ведут себя вызывающе, — это школьники («агрошкольники» — агрессивные матерщинники и провокаторы). Те, кто любит, например, поиграть в Dota 2 и нахамить своим тиммейтам, используя любые формы словесного унижения. Разумеется, такое поведение не ограничивается игровой средой. Малолетние хейтеры после «Доты» отправляются в соцсети. А потом — в реальный мир.
Поэтому, на мой взгляд, в первую очередь следует проанализировать саму «кислотную» среду: в каком возрасте люди чаще всего становятся хейтерами, почему ведут себя вызывающе по отношению к другим и не чувствуют границ приличия? Думаю, что будет высок процент молодежи, до 18 лет. А это значит, эффективность «цифрового кодекса» будет низкой. Корректировать поведение нужно на уровне воспитания. Кому? Как обычно: учителям и родителям. Модераторам, наконец! Если таковые имеются…
Интернет — это не временное явление, он с нами навсегда, поэтому его нужно изучать всем: от чиновников, которые постоянно стремятся что-то ограничить, до пап и мам, которые думают, что если их чадо сидит в планшете, то это лучше, чем если бы оно пошло играть во двор с хулиганами. Возможно, только после осознания, что Сеть неоднородна, что она представляет собой набор различных структур, плоскостей и форматов, мы признаем необходимость дифференцированного подхода в борьбе с травлей.
Выходит, СПЧ прав: и кодекс нужен, и хакеры. А еще — родители, учителя, чиновники, авторитетные геймеры, киберспортсмены, производители игр, наконец! Иначе одним потерянным поколением станет больше. Потерянным в Сети…