Экспортеры умеют вдохновлять
В последние годы Москва перешла от публичных обсуждений на конференциях и форумах проблем несырьевого экспорта к реальным стратегическим действиям по стимулированию роста экспортеров. На рынке появились госпрограммы поддержки производителей по выходу на новые рынки. Субсидии по сертификации продукции для европейского рынка, возвращение затрат на выставочную деятельность и обучение сотрудников, золотые аккаунты на маркетплейсах, консультации по поиску покупателей за рубежом, бесплатное ВЭД-сопровождение. И главное, сегодня госсектор грамотно информирует экспортеров об имеющихся возможностях. Реклама в соцсетях и метро, школы менеджмента и иные площадки, где предприниматели могут увидеть информацию. Это медленно, но верно дает плоды.
2020-й выдался показательным в плане устойчивости бизнеса. Наблюдая за предпринимателями, которые в рамках одной из таких программ обращались к нам за консультациями, мы выделили для себя группу экспортеров, которая слабо подвержена волатильности из-за внешних факторов: пандемии с карантинами и закрытыми границами, финансовых кризисов, бюрократических формальностей страны-покупателя. Все они производители уникального, зачастую высокотехнологичного товара.
Проектировщики сооружений для очистки воды в Южной Азии и африканских странах, разработчики уникальных дизайнерских вентиляционных систем, создатели нетривиальных ювелирных украшений и многие другие талантливые команды, которые сумели в год закрытых границ найти покупателей за рубежом. Единственное, что им нужно для успешного выхода на зарубежные рынки, — помощь в их непрофильной деятельности: продвижении и организации ВЭД. Сегодня госпрограммы дают возможность закрыть эти задачи бесплатно.
Вместе с экспортерами мы составляем международные договоры на русском и английском, помогаем общаться с покупателями, собираем документы для вывоза товара, строим логистические маршруты и даже совершаем первую экспортную поставку «под ключ»: от договора до таможенного оформления. Это очень вдохновляет — ежедневно видеть малый и средний бизнес, который своими руками пытается установить в России баланс сырьевого и несырьевого экспорта.
Еще больше вдохновляет, что этот бизнес не борется с ветряными мельницами. Госсектор — от законодательной и исполнительной власти до государственных НКО — ежегодно делает практические шаги, чтобы таких игроков на рынке становилось больше. Сегодня мы видим предпосылки для того, чтобы совместными усилиями предпринимательского сообщества и власти вывести бренд Made in Moscow на принципиально новый уровень в мире.