Санкции против Белоруссии: звучит грозно, на деле — пшик
Западные санкции против Александра Лукашенко постепенно выкристаллизовываются. Спустя почти два месяца после проведения белорусских президентских выборов Европейский союз смог наконец-то согласовать хотя бы персональный список санкций против четырех десятков белорусских чиновников. Кроме того, знаменосцу белорусской оппозиции Светлане Тихановской организовывают статусные визиты к лидерам ЕС. Правда, пока в качестве лидера оппозиции, а не подлинного президента.
На фоне этой нерешительности официальный Минск ведет санкционную войну гораздо более акцентированно и целенаправленно. Санкции со стороны Белоруссии носят асимметричный характер и нацелены не на весь Евросоюз, а лишь на те страны, которые занимают самую антибелорусскую (не антилукашенковскую, а именно антибелорусскую) позицию.
Так, Минск попросил Вильнюс и Варшаву сократить численность своих дипломатических работников и уравнять их с тем количеством, которое работает в белорусских посольствах на территории указанных стран. То есть в литовском посольстве вместо 25 дипломатов должно остаться 14, а в польском — 18 из 50. Послам Литвы и Польши также предложено временно («для консультаций») покинуть территорию Белоруссии.
По идее, придраться тут не к чему. Во-первых, действия Батьки законны. При установлении отношений страны обмениваются равным числом дипломатических работников, обладающих иммунитетом, и увеличение их численности одной из сторон является исключительно проявлением доброй воли другой. Во-вторых, изгнание прибалтийских дипломатов абсолютно логично, ведь ни Польша, ни Литва доброй воли не заслуживают. Варшава и Вильнюс не только занимают наиболее агрессивную антибелорусскую позицию в ЕС, но еще и злоупотребляют своим положением в Минске. По некоторым данным, именно через их посольства в период «интернет-шатдауна» оппозиционные активисты перегоняли свои видео с минских улиц на «Нехту» и иные ресурсы, раскачивающие протест.
Однако прибалтийские товарищи все равно нашли к чему придраться и за счет чего выставить Батьку агрессором. Литва считает, что санкциями против нее Александр Лукашенко пытается ни много ни мало разделить ЕС. Выходит, не Кипр разделяет Евросоюз, который блокирует санкции, требуя от Брюсселя начать санкционную войну против Турции (пытающейся отжать у Кипра и Греции территориальные воды). Не здравый смысл, который диктует ряду стран Евросоюза не рвать отношения с Минском и не толкать его в объятья Москвы, из которых Европа столько лет Александра Лукашенко пыталась увести. В конце концов, не сама Литва, которая бежит поперек европейских батек в санкционное пекло и в одностороннем порядке принимает решения, которые должны согласовываться в Брюсселе в рамках механизма единой европейской внешней политики (например, о признании Светланы Тихановской президентом Белоруссии). Нет, в расколе ЕС виновата почему-то сама Белоруссия, решившая персонально наказать (пока дипломатически, а в скором времени и экономически) самых агрессивных хулиганов в европейской семье. Тех самых, которые мутят воду и, исходя из личных интересов, пытаются превратить очередной «ледниковый период» белорусско-европейских отношений в окончательный разрыв.
А разрыва никто из более-менее адекватных игроков не хочет. Ни Брюссель, ни Париж, ни Берлин, ни даже вроде как отказавшийся от национальных интересов Киев. С одной стороны, Украина говорит о готовности ввести персональные санкции, после того как будет окончательно понятен европейский сценарий. С другой — Киев не планирует разрывать экономические связи, поскольку, по словам тамошнего министра иностранных дел Дмитрия Кулебы, «не хочет усугублять ситуацию в соседней стране» и «желает Белоруссии лишь добра». В переводе с украинского дипломатического на русский обычный это означает, что Украина не хочет попасть под пресс ответных санкций со стороны Александра Лукашенко, ведь эти санкции могут серьезно осложнить торговлю Украины со «страной-агрессором», которая идет через белорусскую территорию. И если даже Киев, пораженный «революцией достоинства», учитывает экономические последствия от демонстративных внешнеполитических шагов (а все понимают, что санкции носят исключительно рефлексивный характер и не приведут ни к свержению Лукашенко, ни даже к его принудительной посадке за стол переговоров), то, может быть, продвинутым европейским странам тоже нужно об этом подумать?
Автор — доцент департамента массовых коммуникаций и медиабизнеса Финансового университета при правительстве РФ